The Chayka Shop превратила крафтовое мыло в предмет искусства

С чего все начиналось

Лена Сахарова: «Все началось с желания почувствовать свое творчество. Как, наверно, многие люди, живущие в мегаполисе и проводящие большое количество времени в цифровой среде, мы почувствовали перенасыщение диджиталом. Я интерактивный дизайнер, Юля — фотограф.

Все, что мы производим, — этого нельзя ощутить, потрогать, почувствовать на тактильном уровне. Итог нашей работы всегда остается по ту сторону монитора. А нам всегда хотелось создать что-то, в чем мы могли бы почувствовать себя творцами. Поэтому мы пошли на эксперимент.

Нам нужен был пластичный, яркий материал с возможностью использовать примеси и многообразием фактур. Под это описание идеально подошло мыло. Безусловно, мыловарение — это клише. Кто только этим не занимался. Но наша задача заключалась в поиске визуальной и тактильной гармонии — мне кажется, изначально мы даже не воспринимали наш продукт как товар, скорее как объект искусства.

Мы решили использовать в работе некий эклектичный стиль, сочетающий модерн и неоклассицизм с интернациональным стилем, для которого характерны незамысловатые абстрактные и геометрические формы.

После того как мы определились со стилистикой, понадобилась упаковка. Это уже была задача не из простых — опыта в полиграфии у нас не было. Пришлось быстро узнавать, что такое штанцформа, обечайка и собственно развертка упаковки со всеми беговками и фальцовками.

Нам хотелось, чтобы человек почувствовал ценность мыльного бруска — не просто куска мыла, а части интерьера ванной комнаты, части его индивидуальности. Того, с чем он начнет и закончит день. Поэтому упаковать его просто в пакет с бумажной лентой мы не могли».

Как это выглядит

«Когда мы только начинали, на первых маркетах над нами посмеивались. Но мы знали, что продаем не мыло — мы продаем иной взгляд на окружающие вещи.

Мысль о человеческой личности и ее особенностях мы продолжили, разработав мыло по мотивам экорше (учебного изображения внутреннего строения человека или животного. — Прим. ред.) французского скульптора Жан-Антуана Гудона. Оно олицетворяет человеческое начало: основа из плоскостей и граней по сути у всех одинакова. А внутренняя красота, развитие и характер — это все наша индивидуальность».

Как делают красивое мыло

«Идея обрубовки увлекала нас в другой процесс: разработку 3D-модели, ее печать и финальное изготовление силиконовой формы для отливки мыла. Всем мы занимаемся сами — от приема заказов до производства, упаковки, создания визуального контента, бухгалтерии и маркетинга. Работаем все так же вдвоем, в небольшой студии неподалеку от Останкинских прудов. Хотя уже задумываемся о том, что помощь нам бы не помешала.

Все наше мыло изготовлено на растительной основе и не содержит WSLES и SLS — те самые добавки, за счет которых мыло сильно пенится, но сушит и раздражает кожу. Оказалось, что многие яркие красители уже их содержат, поэтому мы предпочитаем использовать аналоги природного происхождения — такие как минеральные пигменты. Это натуральные минералы, очищенные и истертые до состояния порошка.

Они не вызывают аллергии и не закупоривают поры. Например, желтый, оранжевый и красный — это минералы, содержащие оксид железа. Зеленые — окись хрома. До появления The Chayka Shop мы и не думали, что в природе такое количество цветов. Наш любимый краситель прямо сейчас — активированный уголь из скорлупы кокосового ореха. Он дает мыло классического черного цвета с очень интересной фактурой и рисунком.

Не менее основательно мы подошли к выбору масел. Например, лавандовое у нас родом из Франции. У него мягкий благородный аромат, и оно содержит 50–55% полезных эфиров (на порядок больше аналогов из других стран).

Ароматизаторы из Англии и США не вызывают аллергии и раздражения. Морскую соль мы берем крупную неотбеленную — в ней сохраняются важные для нашей испытывающей ежедневный стресс кожи элементы. Мед, экстракты ананаса, зеленого чая, масла мака, хлопка, фисташки, порошок бамбука… Для нас состав мыла — скорее рецепт, чем технологическая карта продукта».

Кто это все покупает

«Наши покупатели — самое крутое, что у нас есть. Они очень сильно изменили нас, сделали более дружелюбными и приветливыми. Поначалу мы даже сами развозили заказы, чтобы знать нашего покупателя в лицо. И это было удивительно — насколько все эти люди разные.

Когда смотришь аналитику интернет-магазина, ты видишь графики и данные, но они слишком общие. Отталкиваясь от них, наша аудитория — это женщины 25–35 лет, художники и дизайнеры. Но все не так просто. Наше мыло покупают преподаватели, сотрудники научных институтов, искусствоведы, инженеры-технологи, психологи… И есть большая разница: видеть этих людей перед собой и общаться с ними или наблюдать сухие цифры.

Поэтому для нас так ценны маркеты: на них мы видим, кто к нам идет, получаем фидбэк, выслушиваем впечатления от нашего мыла и пожелания по дальнейшему развитию.

С появлением голов Гудона нашим продуктом стали интересоваться мужчины и люди за пятьдесят. Реакция художников всегда эмоциональна: кто-то умиляется воспоминаниям об учебе, кто-то хочет эту голову уничтожить при мысли о проведенных с ней за мольбертом часах. Специально для последних мы сделали несколько версий: у нас голову Гудона можно или смылить, или сжечь».