Ставка больше, чем жизнь

В Большом театре покажут «Пиковую даму» в постановке Льва Додина.

Есть такие опусы, за которые артисты не любят браться, — те будто бы приносят несчастья. В этом списке подозрительные «Вий», «Мастер и Маргарита» и прочая чертовщина, но особо влиятельна роковая старуха «Пиковая дама». Ее заклинание про тройку, семерку и туза вместе с подмигиванием из гроба довели до умопомрачения заблудшего молодого человека, и в театрах эту историю недолюбливают. У Большого тоже не слишком складывается. Прежнюю «Пиковую даму» не так давно заменяли новой в постановке Валерия Фокина, да еще и проникновенно танцевали в балете благодаря Ролану Пети. А теперь «Пиковую» ставят заново — подоспел юбилейный год 175-летия Чайковского, и освежить его оперный шедевр просто дело чести.

Большой уже рутинно поругивает режиссеров драмы, постоянно забредающих в оперу. Но премьеру опять доверил человеку драмы, мэтру Льву Додину. Про регалии художественного руководителя санкт-петербургского Малого драматического театра Льва Додина говорить как-то неприлично, он живой классик. Авторитет в театральном мире у Додина таков, что на постановку оперы — умопомрачительно престижную «Электру» в Зальцбурге — его впервые приглашал другой живой классик Клаудио Аббадо. Отношения с «Пиковой дамой» у него тоже давние, почти уже интимные. Впервые Додин ставил ее в 1998 году в Нидерландской национальной опере, потом она с громадным успехом шла во флорентийском театре Комунале и в Парижской опере.