5 лучших спектаклей марта

*Возьмите за правило раз в месяц ходить на один спектакль. Какие именно обязательны к просмотру — в нашем обзоре. *

*«Вечер с Достоевским»«Сатирикон», 8, 9 марта*

Лучший моноспектакль Константина Райкина поставил Валерий Фокин. Режиссер создал идеальные условия для актера, обожающего соревноваться с самим собой. Роль Подпольного человека (герой «Записок из подполья» Достоевского) — одна из труднейших в мировом репертуаре. Диапазон — от веселой клоунады до жутковатого погружения на дно человеческой души. На крохотном отрезке сцены Райкин устраивает что-то вроде сеанса самобичевания. Его Подпольный человек ненавидит себя и свои грехи громко и страстно. Пугающая откровенность, с которой он вспоминает встречу с проституткой Лизой, и вовсе вводит зрителя в транс. На огромном экране-заднике тем временем мелькают тени окружающего мира, абсолютно безразличного к бедам одного человека. Смотреть «Вечер» непременно нужно. Ни один другой актер, кроме Райкина, не обладает такой мощной психической энергией, способной сбить с ног даже театрала со стажем.

«Вальпургиева ночь»«Ленком», 14 марта

«Ленком» старательно возвращает себе утерянное звание театра политической сатиры. В этом сезоне в репертуар вошел очередной театральный блокбастер Константина Богомолова «Борис Годунов» (действие перенесено в современность, Гришка Отрепьев превращен в зэка, Годунов — в бандита образца 1990-х годов). На подходе вторая премьера с отсылкой в неуютное сегодня — на этот раз ставит сам худрук Марк Захаров. В основе нового спектакля — «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева, его же проза для журнала «Вече» и дневниковые записки. Несмотря на закон, нецензурные речи героев ленкомовская публика услышит — но в «урезанном» варианте. Остальные подробности держатся в строжайшем секрете, известно только, что роль запойного философа с чистым сердцем Венички досталась Игорю Миркурбанову — звезде мхатовских хитов «Идеальный муж и «Карамазовы», доктора-психиатра сыграет Виктор Вержбицкий, а Зиночку — Александра Захарова.

«Рассказ о счастливой Москве»Московский театр п/р Олега Табакова, 24 Марта

Маленький шедевр Миндаугаса Карбаускиса, принесший режиссеру «Золотую маску». Абсолютно несценическая проза Андрея Платонова обрела плоть и кровь благодаря тому, что роль советской девушки по имени Москва сыграла Ирина Пегова (тоже, кстати, получившая «Маску» за этот спектакль).