Департамент орлов

Вфонде культуры "Екатерина" открылась персональная выставка представителя московской концептуальной школы Андрея Филиппова. Это очередной проект фонда, посвященный современному актуальному искусству. Здесь собрано 50 работ, созданных художником в течение последних 25 лет.

Искусство концептуалистов зачастую бывает суховатым, слишком рациональным. Разглядывать и разгадывать смыслы занятно, а душу не трогают. Работы Андрея Филиппова – иные. Они создают сильное эмоциональное поле. И это несмотря на то, что у Филиппова почти никогда не встретишь изображения людей. Символы, знаки, эмблематические предметы и пейзаж – вот его инструментарий. Однако присутствие человека предполагается, и этот человек – зритель.

Так, в инсталляции "Ночь перед Рождеством" его ждет скамеечка напротив реальной деревенской печки. Сумрачно, на плите уютная кастрюлька. На полу поленья, чтобы подбрасывать по мере надобности. Валенки сохнут. В общем, покой и тихая идиллия. Но дверца топки распахнута, а в ней не огонь – полыхает кадрами войны телевизор. Его экран окажется как раз перед глазами присевшего на скамейку. Новостные сюжеты с бедствиями и разрушениями перемежаются сценой безумной пляски из "Ивана Грозного" Эйзенштейна. Такая Россия. Была, есть и, не исключено, что будет.

Работы Андрея Филиппова многослойны, они рождают множество ассоциаций. Не случайно разные люди, даже самые искушенные искусствоведы, трактуют их по-разному, а объяснения самого автора могут показаться совсем уж неожиданными. Два сквозных мотива художника – это двуглавый орел и Стена. Она столь значима, что уместно написание с большой буквы.

Силуэт Стены похож на кремлевскую, однако автор настаивает, что это прообраз небесного града, идеальная Византия, куда человек стремится, а попасть не может. К стене прислонена лестница. Вместо перекладин – берцовые кости.

Комментарии
Комментарии