«Павел Федотов. Театр жизни». Путеводитель по выставке

Путеводитель по выставке Павла Федотова слегка отличается от других путеводителей «Артгида». Обычно мы выбираем для наших читателей лучшие и самые значительные из экспонируемых произведений. Но применительно к Федотову это дело безнадежное: картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» многие знают наизусть со школьной скамьи. Между тем основной массив наследия художника — не живопись, а графика. И увидеть «вживую» (а не в растиражированных репродукциях) акварели, рисунки, сепии, которые вытаскиваются из музейных хранилищ лишь по большим праздникам, — это редкая и счастливая возможность. Поэтому мы представляем преимущественно именно графику Федотова или же не самые популярные его живописные работы. А тем, кто действительно хорошо помнит его хиты, для которых даже слово «хрестоматийные» выглядит недостаточно хрестоматийным, предлагается столь (не)любимая студентами-искусствоведами игра-угадайка: сможете ли вы узнать самые известные картины Федотова по их небольшим фрагментам? Если нет и захочется себя проверить — выставка открыта до 14 июня 2015 года в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи.

Экспозиция выставки разбита на несколько разделов, посвященных не столько периодам жизни Федотова, сколько разным аспектам его творчества. Один из разделов называется «Полковой художник». До 1844 года офицер лейб-гвардии Финляндского полка, квартировавшего в Петербурге на Косой линии Васильевского острова, Федотов лишь вольнослушателем в свободное от службы время посещал вечерние классы Академии художеств, и первые его художественные опыты связаны с воинской службой — это карандашные и акварельные портреты однополчан, наброски, этюды и акварели со сценами из полковой жизни (сугубо мирной, впрочем, хотя Федотов какое-то время и собирался стать баталистом). К ним относится и акварель, на выставке разогнанная в репродукции до масштабов эпического парадного зрелища.