Свято место

«Обязательно придите сюда поздно вечером. Почему, сами поймете», — говорит на прощанье экскурсовод Римма Идрисова. Ей стоит верить. В ночной подсветке белокаменный кремль Казани выглядит как сахарный дворец, замок из детских сказок, видение фата-морганы. Уходит державная помпезность, исчезают наслоения эпох. Булгарские эмиры, ханы-чингизиды, прямые потомки Чингисхана, войска Ивана Грозного и арестованный Емельян Пугачев отступают обратно на страницы пыльных хроник. Картинка становится одномерной, архитектура — самодостаточной. В черном небе, взятая в плен кольцом городских фонарей, парит мерцающая крепость. За белыми стенами теснятся белые фасады и синие купола, рвутся ввысь стрелы минаретов, нависает над миром огромная наклонная башня, из ее окон льется зеленый свет. Внизу черное водное зеркало удваивает призрачные силуэты: кремль стоит в стратегически важном месте — на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки.

Эффектной подсветкой комплекс обзавелся к тысячелетнему юбилею Казани. Тогда, в 2005 году, городской ландшафт преобразился и за пределами крепостных стен. Заработало долгожданное метро, протянулся через Казанку авангардный мост Миллениум, расселили дома в трущобных кварталах, иллюминация расцветила центральные кварталы: главные церкви, мечети Старой татарской слободы, здания университета, улицы и набережные. «Как в Европе!» — хвалятся местные. Их городу, стоящему на перекрестье культур и религий, к лицу новый светлый образ.

В Музее естественной природы Татарстана собраны телескопы, скелеты и камни: залы посвящены истории Вселенной, палеонтологии, минералам и нефти. В Музее истории государственности татарского народа — монеты, доспехи и плазменные экраны с 3D-реконструкциями. Центр «Эрмитаж-Казань» и бывший манеж отданы под временные выставки: французских импрессионистов сменяют китайские вазы и японские курильницы. В подвале Кул-Шариф можно увидеть компас для ориентирования на Мекку, экземпляры Корана со всего мира и документы по борьбе татарок за равноправие.