Что нужно увидеть на выставке Оквуи Энвезора

В своем обзоре наиболее важных тем, заслуживающих внимания, команда британской The Art Newspaper сосредоточилась на ряде повторяющихся мотивов: насилие, труд, художники из диаспор, зрелищность или дидактический кураторский подход.

Перед открытием Венецианской биеннале ее куратор Оквуи Энвезор обещал в интервью, что гостей и прессу ждет самая политически ориентированная выставка в Венеции за многие годы. Выступая на открытии, он рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе монтажа первой части выставки «Все будущее мира» (All the World’s Futures) в Выставочном дворце в садах Джардини. «Это по природе своей классическое пространство, оно равно себе, и существует предел, до которого его можно менять», — объяснил он. Тем не менее он переоборудовал центральную галерею павильона в пространство, которое полностью отдано под полемические чтения, в том числе «Капитала» Карла Маркса. Вокруг расположились остальные художественные проекты.

Уалид Бешти. Различные работы. 2013–2015В насилии сокрыта красота. Одни из самых мощных работ на центральной выставке в Джардини — те, что бьют наотмашь. В инсталляцию из керамики Уалида Бешти включена шокирующая фотография с первой полосы газеты, на которой изображен обнаженный до пояса убитый мужчина с залитым кровью лицом. Первой на выставке зрителя встречает видео Кристиана Болтански «Кашляющий» (1969): на полу в темной комнате сидит бьющийся в конвульсиях человек, которого рвет кровью. А закрывает «Все будущее мира» произведение Джона Акомфры — великолепное трехканальное видео «Головокружительное море» (2015), в котором бурные воды океана и арктические пейзажи сочетаются с тошнотворными документальными съемками китобойного промысла и охоты на белого медведя. Эти произведения заставляют вспомнить о насилии как главном атрибуте капитализма, что и является ключевым аспектом выставки Энвезора. Но что делать с красотой насилия? От этих работ трудно отвернуться, потому что они эстетически привлекательны — в отличие от большей части выставки, которая в своей концептуальной холодности этой привлекательности лишена.

Комментарии