Копенгаген: один день из жизни простой датской семьи

Долой иерархию и условности: несмотря на свою руководящую должность в крупной IТ-компании, 47-летняя Туве Oксетер каждое утро садится на велосипед и 40 минут едет на работу. Ее муж и две дочки-старшеклассницы делают то же самое, а вместе с ними и полгорода — каждый второй житель Копенгагена (и две трети депутатов датского парламента!) добирается на велосипеде в офис, университет и по делам. Независимо от погоды и принятого в офисе дресс-кода. Для велосипедистов Копенгагене созданы все условия: в общей сложности 390 километров велодорожек, отдельные светофоры, велостоянки и даже специальные аппараты для подкачки колес. Впрочем, колеса можно и без того подкачать в любом веломагазине, то есть на каждом углу — бесплатно.

За один день Туве проезжает около 20 километров, что «не так уже и много», по ее словам. Ее не останавливает ни дождь, ни ветер, ни мороз зимой. Вот только если на улице гололед, она пересаживается на автобус. Хотя, добавляет Туве, в сильные снегопады велодорожки всегда очищают в первую очередь. Мечта — и только.

А вот несколько десятков лет назад все было совсем по-другому. После Второй мировой жители столицы Дании мечтали о собственном автомобиле. Градостроители бредили широкими бульварами и гигантскими небоскребами, а личный автомобиль считался пределом мечтаний. Этим грезам не суждено было сбыться — нефтяной кризис 1970-х ударил по экономике, датчане поняли, что им нужно пересмотреть энергетическую политику и менять свои потребительские привычки. Тогда-то и началась популяризация велосипедов — полезного для здоровья, экологии и кошелька вида транспорта.

Сегодня при покупке нового автомобиля всевозможные пошлины в Дании достигают 180 процентов от его стоимости. А цифры говорят сами за себя — на 520 тысяч жителей центрального Копенгагена приходится 560 тысяч велосипедов. В семье Туве из четырех человек — шесть байков. И это совсем не предел.

Комментарии
Комментарии