Самый странный театр

В Москве стартовал проект Remote — знаменитый городской флешмоб-квест в наушниках. «Афиша» навела справки об авторах — главных героях европейского документального театра Rimini Protokoll.
Самый странный театр

Билеты на первый блок показов пешеходного аудиоспектакля «Remote: Moscow», доступные на сайте проекта, разошлись за 5 дней, однако организаторы обещают вторую порцию. Немецкий коллектив Rimini Protokoll реализовал свой сетевой проект в Москве впервые, и на фоне их многолетней практики он представляет собой только вершину великого нонспектакулярного айсберга.

Спектакли в грузовике, квесты с айпэдами, аудиофлешмобы, статистика вместо пьесы и инфографика вместо сценографии; никаких актеров — чистая реальность. Rimini Protokoll вершат в современном театральном мире то же, что Kraftwerk сделали с электронной музыкой в начале 70-х. То есть радикальный, максимально умозрительный, авангардный театральный язык в исполнении немецкого коллектива на глазах становится гипер-популярным. На данный момент даже сами авторы не имеют представления, сколько их проектов показывается одновременно на планете; притом что фактически сам театр представляет собой скромный офис в Берлине.

Так выглядит спектакль «100% Paris»: на сцене 100 жителей Парижа, отобранные в полном соответствии со статистикой населения, рассказывают о себе, голосуют и всячески взаимодействуют. Комментирует Штефан Кэги, демонстрируя свободное владение французским языком.

История Rimini Protokoll (происхождение названия окутано завесой тайны; известна только фонетическая шуточная теория о трех «i» и трех «о») отсчитывается с 2002 года, когда трое выпускников удивительного образовательного учреждения под названием Институт прикладного театроведения (Гисен, Германия) объединили свои проекты под общим лейблом. Коллаборация в итоге определила фирменный метод. Даниель Ветцель защитил диссертацию на тему «Фотосъемка как перформативный акт», параллельно ставил спектакли с пенсионерами, детьми и продавцами; Хельгард Хауг увлекалась документальными пьесами и радиотеатром — главным источником заработка на второе образование для журналиста Штефана Кэги. Таким образом, получив экспериментальное театроведческое образование, новоявленная команда взялась воплощать на практике утопический «чистый театр»: воспроизводить реальность кратчайшим путем. На помощь пришли механизмы журналистики, навыки построения драматургической композиции и аудиотехнологии.

Охватить весь спектр постановок Rimini Protokoll решительно невозможно: количество их близится к сотне, плодовитость растет, а качество и оригинальность их становится только выше. В послужном списке выделяются, с одной стороны, массовые и тиражируемые проекты, такие как сценический «100%» и уличный «Remote X» — живая статистика городского населения (100 типичных горожан всех возрастов и профессий на сцене голосуют, делятся по признакам, представляются и т.д.) и коллективное путешествие в наушниках по городским закоулкам под руководством компьютера; по этим моделям созданы спектакли чуть ли не во всех мегаполисах обоих континентов. До России пока добрался только «Remote» — прошлым летом под продюсерским крылом БДТ стартовала петербургская версия, в эти дни запускается московская — ее инициировал продюсер Федор Елютин.

Комментарии