Трепетные абстракции

Мобили и стабили Александра Колдера привезли в Пушкинской музей.
Трепетные абстракции

Без объектов американца Александра Колдера, ставшего художником в Париже начала прошлого века, не обходится постоянная экспозиция ни одного более-менее серьезного музея искусства новейшего времени. Жил он долго – с 1896 по 1976 г., творил много. Но у нас его работ нет. Прошлый век наша страна проживала своеобразно, вела в области искусства политику гордую, изоляционистскую, музеи зарубежных шедевров не закупали – идеология не позволяла, и деньги правительство предпочитало тратить на далекие от искусства нужды.

Так что открывшаяся в Пушкинском музее большая выставка «Александр Колдер. Ретроспектива» – первое и удачное знакомство с великим модернистом, одним из главных сочинителей искусства ХХ в. Выставка подготовлена Фондом Колдера, во главе которого стоит внук художника Александр Ровер, изящно заметивший, что в некоторой степени его дед «решил проблему, поставленную в начале ХХ в. русскими конструктивистами: передать движение в его чистейшей форме».

Заявление скорее приятное, чем точное. В отличие от пионеров русского авангарда Колдер не отягощал свои произведения идеологией и не стремился осчастливить человечество. Удивительно, но в его работах нет и тени мании величия, свойственной многим художникам того времени, изобретателям различных «измов». Потомственный скульптор и инженер по образованию, он создавал объекты, а не теории. От этого легок и в восприятии, и в понимании. В сущности, его работы – великолепные сложносочиненные игрушки. Они удивляют, развлекают, отвлекают, радуют, завораживают.

Читать дальше на сайте «Ведомости»

Комментарии
Комментарии