Эрмитаж: место силы

В петербургской культурной мифологии Эрмитаж занимает центральное место — как остров туманный и непонятный, но совершенно необходимый для особого статуса города.
Эрмитаж: место силы

Приехать в Петербург и не пойти в Эрмитаж — невозможно. Пойти — почти подвиг. Как получилось, что самый главный, самый богатый российский художественный музей притягивает и отпугивает своего зрителя одновременно?

Ведь дело не только в огромной очереди на вход (ее легко можно обойти, купив электронный билет). И даже не в том, что в большинстве залов нет кондиционеров, способных перемолоть дыхание летней толпы и нечастой, но совершенно изнуряющей жары. Что такое этот Эрмитаж и чего нам ждать от него?

Эрмитаж — классический «универсальный музей». Таких в мире осталось мало, и все — музеи великие. Парижский Лувр, нью-йоркский Метрополитен да Эрмитаж. Только они способны рассказать историю культуры человечества от археологических не веков, но тысячелетий, до двадцатого века. Помнить это про Эрмитаж необходимо, но пройти его, шаг за шагом, объять эту его универсальность за раз (два, три) абсолютно нереально.

И тут первое самоограничение — в Эрмитаж надо идти с каким-то планом в голове.

Вариант первый — по шедеврам. Он самый простой и самый щадящий. Симоне Мартини, мадонны Леонардо, великолепный поздний Тициан во главе со своей «Данаей», «Юдифь» Джорджоне, «Блудный сын» Рембрандта — и вообще уникальная, самая большая за пределами Нидерландов коллекция Рембрандта, чудный Шатровый зал с малыми голландцами, увесистый Рубенс, отличный набор французов-классицистов, от Лоррена до Пуссена, и невероятное по богатству собрание импрессионистов и постимпрессионистов.

Начинать ли весь этот хит-парад со скифского золота, египетских мумий, античных статуй и ваз, и заканчивать ли его «Танцем» и «Музыкой» Матисса, композициями Кандинского или «Черным квадратом» Малевича, каждый решает сам. Но если составить список выбранных вами шедевров заранее, то можно и удовольствие получить, и не умереть от изобилия впечатлений.

Комментарии
Комментарии