Пугающая ретроспектива

Выставка в Музее современного искусства Парижа называется House of Horrors («Дом страха») и выглядит очень забавно. Это аттракцион, поезд из тех, что на ярмарках возят детишек по комнатам ужасов.
Пугающая ретроспектива

Купив в кассе музея проездной билет (2€ — специально, 1€ — если за компанию с другой выставкой), можно сесть в двухместный вагончик-диванчик и проехать по нескольким залам, где вместо старых добрых ужасов вас ждут произведения искусства Элен Стюртевант.

«Дом страха» уже показывали в Музее современного искусства на ретроспективе Стюртевант Razzle Dazzle of Thinking, которая проходила здесь в 2010 году, еще при жизни художницы. Это ее последняя большая выставочная инсталляция. Через год, в 2011-м, на Венецианской биеннале был получен «Золотой лев» — почетный, за достижения в жизни, который чаще всего означает, что жизнь свершилась. Так оно и произошло: Стюртевант скончалась 7 мая 2014 года в Париже.

Во Францию она переехала из Штатов, где родилась, училась и работала до 1992 года. В Америке она вела жизнь художественной пиратки, воспроизводя произведения своих современников. Уже знаменитых, как Энди Уорхол или Роберт Раушенберг, или еще мало известных, вроде Кита Харинга. Одни возмущались, обижались и звали юристов, другие относились спокойно, третьи даже радовались. Попасть в стюртевантовскую копировальную машину было отчасти почетно, никто не спорил, что у нее есть чутье на хорошее искусство. Иные даже делились с ней техникой или, например, рамками для шелкографии, как это сделал Уорхол. С тех пор, когда его спрашивали о деталях работы, он отвечал: «Спросите у Элен, она это лучше знает».

Ее относили к «апроприаторам» — тем, кто воспроизводит чужую работу и подписывает ее своим именем. Казалось бы, это вторая вода на киселе: вот Марсель Дюшан берет анонимный писсуар и делает из него произведение искусства, а потом Стюртевант берет именной писсуар Дюшана и делает из него собственное произведение искусства.

Комментарии