Россия начала и середины 20 века в фотографиях

В Мультимедиа Арт Музее открылись две новые выставки — «Ранний цвет в русской фотографии. Российская империя. 1890–1910-е» и «Юрий Кривоносов. «Фотокор».
Россия начала и середины 20 века в фотографиях

Первая выставка – очередная серия многолетнего проекта МАММ «История России в фотографии», начатого музеем еще в 1997 году. Здесь представлено около сотни фотографий Санкт-Петербурга и Москвы, Варшавы, Ревеля, Киева, Одессы, Гурзуфа, Тифлиса и Крыма, выполненных в фотохромной технике, одной из самых ранних техник получения цветного изображения. Фотохром был изобретен в 1889 году главным литографом швейцарской фирмы Orell Füssli Хансом Якобом Шмидтом, который тем самым открыл путь к массовому производству цветных отпечатков. Им занялась дочерняя компания Orell Füssli, названная Photochrom Zürich – именно ее маркировка, золотистые инициалы «P.Z», фигурируют на большинстве представленных на выставке отпечатков. Современному зрителю, чье восприятие сформировано преимущественно цветным цифровым изображением, неброский колорит, напоминающий темперу или гуашь, может показаться наивным, но именно в этом его прелесть. Жизнь Российской империи рубежа XIX–XX столетий на зачастую безымянных фотографиях словно проступает из легкой дымки утреннего тумана, а воображение невольно дополняет эти образы отложившимися в памяти историческими фактами, литературными цитатами или когда-то виденными кадрами кинохроники. Когда-то эти отпечатки украшали стены буржуазных гостиных или вклеивались в альбомы, сегодня они стали редкими артефактами, позволяющими хотя бы частично реконструировать прошлое.

На фотографиях Юрия Кривоносова – уже совсем другая империя, СССР 1950–1970-х годов, другой ритм и ощущение времени. Легендарный фотокорреспондент «Огонька», главного иллюстрированного издания того времени, объездил весь Советский Союз и несколько десятков зарубежных стран. Что и кого бы он ни снимал – лагерь геологов, волжских крестьян, отдыхающих на пляже Юрмалы, или влюбленную пару на улицах Москвы – каждый его снимок – это стоп-кадр гораздо более длинной истории, со своей завязкой и множеством линий развития. Почти тридцатилетнее сотрудничество с «Огоньком» у Кривоносова началось с публикации в 1953 году ставших историческими снимками похорон Сталина. Причем сделаны они были благодаря случаю.

Комментарии
Комментарии