Немецкие русские картины

В Мраморном дворце Русского музея открывается выставка одного из лидеров немецкого неоэкспрессионизма Георга Базелица. Из венской Альбертины привезут картины, акварели, гуаши и рисунки тушью.
Немецкие русские картины

Что и выставлять в Русском музее, как не Русские картины Георга Базелица. Правда, дипломатичные кураторы Альбертины разбавили их до совсем безопасного уровня содержания алкоголя работами другого большого цикла Ремикс, в котором один из самых диких новых диких пересматривает свое творчество золотого — до и после 1968 года, когда появились перевернутые вверх ногами картины,— периода.

В 1957-м его — еще не Базелица, псевдоним по имени родного саксонского городка Дойчбазелица он возьмет чуть позже — выгнали с первого курса Высшей школы изобразительных искусств в Восточном Берлине. За общественно-политическую незрелость. Он перебрался в Западный Берлин и поступил в тамошнюю Высшую школу изобразительных искусств, где поначалу очень увлекся теориями Василия Кандинского и Казимира Малевича. Но Русские картины посвящены другим русским: в большом цикле, начатом в конце 1990-х, Базелиц препарировал гэдээровский соцреализм времен своего неудачного восточноберлинского студенчества, взращенный под бдительным советским идеологическим руководством. Многие годы спустя победитель-ученик, почетный член десятка знатнейших академий художеств, наконец-то хорошенько проштудировал творения своих преподавателей, в том числе — монументально-пропагандистские халтуры Вальтера Вомаки. Но досталось и первоисточникам. В Русский музей прибывает вся Третьяковская галерея работы Базелица: Ленин в Смольном, На старом уральском заводе, Опять двойка и Дочь советской Киргизии, разумеется, перевернутые вверх тормашками или хотя бы положенные набок и написанные в залихватской экспрессионистской манере. Какой конкретно смысл вкладывали в эту квазимарксистскую общественно-политическую незрелость идеологи искусства в ульбрихтовской ГДР, понять сейчас едва ли не сложнее, чем уяснить, что такое был формализм в устах их советских коллег.

Комментарии
Комментарии