Театральный сезон: итоги

Опрос ведущих критиков Москвы и Санкт-Петербурга, составивших шорт-листы главных премьер и сформулировавших ключевые тенденции сезона-2014/2015.
Театральный сезон: итоги

Елена Ковальская

Минувший сезон войдет в историю началом масштабной войны между Министерством культуры с собственно культурой, сформировавшейся в России после перестройки. Смириться с этим помогают воспоминания иного рода — как спасали всем миром «Театр.doc» и защищали «Тангейзера», как рождались на наших глазах Электротеатр и Мастерская Дмитрия Брусникина, как вдохновенно развивались новые жанры и направления. Словом, российский театр сегодня хранит в себе обещание лучших времен.

«Тангейзер», Новосибирский театр оперы и балета, режиссер Тимофей Кулябин

Спектакль Тимофея Кулябина, из-за которого началась война Минкульта и театрального сообщества. Прокуратура по требованию группы православных возбудила дело против режиссера и директора Бориса Мездрича. Театральное сообщество высказалось в защиту. Мединский наплевал на призывы Марка Захарова, Галины Волчек, Олега Меньшикова и тысяч других людей театра, наплевал на решение прокуратуры, снял с работы Мездрича — а далее принялся громить Союз театральных деятелей и фестиваль «Золотая маска». До конца сезона государство в лице Мединского шантажом и угрозами оставить без финансирования принуждало к подчинению главные органы театральной самоорганизации — общественный союз, фестиваль и премию. Остановить его смог только отпуск.

«Болотное дело», «Театр.doc», режиссер Елена Гремина

Пьеса Полины Бородиной в постановке Елены Греминой, поставленная в «Театре.doc» несмотря на охоту, которую, по неподтвержденным сведениям, ведет против театра Администрация президента. «Театр.doc» в декабре был выселен из здания, в котором существовал со дня своего основания, по требованию владельцев, арендовал новое здание на Разгуляе, сделал силами волонтеров ремонт и начал работу. Премьера «Болотного дела», посвященного узникам 6 мая, сопровождалась милицейскими рейдами и проверками в театре всех мыслимых контролирующих инстанций. Вскоре владельцы жилья расторгли с театром договор и потребовали срочно выселиться. «Театр.doc» снял два других помещения недалеко от Курской и 5 июня открылся на новом месте премьерой спектакля «Краткая история русского инакомыслия».

«Все оттенки голубого», «Сатирикон», режиссер Константин Райкин

Константин Райкин высказывался в этом году в поддержку «Театра.doc» и в целом известен как порядочный человек, но в оппозиции к власти замечен не был. Напротив, в зале его «Сатирикона» можно увидеть членов правительства и Думы, Администрации президента и Федерального собрания. Так вот, когда власть повела войну в собственной стране против искусства своей страны, Константин Райкин вызвал огонь на себя. Пьеса Владимира Зайцева о нетерпимости поставлена Райкиным с бронебойной убедительностью. Когда родители упекают в психушку сына, признавшегося в гомосексуализме, в зале рыдают даже гомофобы. Впрочем, при большом желании в спектакле Райкина можно найти нарушение не только статьи о пропаганде гомосексуализма, но и статьи о запрете мата на сцене.

«Сверлийцы», Электротеатр «Станиславский», режиссер Борис Юхананов

Государственный театр, находясь в плену традиций, вкусов публики и мизерных размеров казенного финансирования, воспроизводит по стране однородный в целом продукт. Борис Юхананов в Электротеатре «Станиславский» — реформированном Драматическом театре им. Станиславского, представляющем собой государственно-частное партнерство, — создал невозможное. Трехчастный мемориальный спектакль «Синяя птица» для корифеев местной сцены, олдскульный авангард «Вакханки» Теодороса Терзопулоса для среднего поколения артистов — и композиторский сериал самого Юхананова, в котором артисты труппы не заняты, зато привлечены лучшие российские исполнители современной академической музыки. И вместе, и по отдельности каждый спектакль и каждая его часть — вызов театральной норме и праздник альтернативы.

Комментарии
Комментарии