Эффективный дореволюционный менеджер

В Шереметьевском дворце открылась выставка «Его Величество Чиновник», посвященная последнему директору императорских театров Владимиру Аркадьевичу Теляковскому (1860-1924).
Эффективный дореволюционный менеджер

В Шереметьевском дворце, в Музее музыки (филиале Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства), открылась выставка Его Величество Чиновник, посвященная последнему директору императорских театров Владимиру Аркадьевичу Теляковскому (1860-1924). Человек, благодаря которому в Императорских театрах появились Головин, Коровин, Мейерхольд, Фокин, вернулся Шаляпин и от которого сбежали все будущие звезды Русских сезонов,— фигура занимательнейшая. Рассказывает КИРА ДОЛИНИНА.

Идея сделать выставку о полковнике, который волей судеб выбился в большие культурные чиновники, по нынешним временам фрондерская. Тут ведь все заслуги исторического персонажа меркнут перед его же промахами, но, что куда хуже, заставляют зрителя проводить не всегда корректные, но такие соблазнительные аналогии с тем, что происходит в государственном театральном хозяйстве сейчас. Интриги, шоковые назначения, семейственность, необразованность, недовольство старым и при том неумение работать с новым, неуважение к авторитетам и злой язык, страстное отношение к делу, иногда бывшее благом, а иногда ровно наоборот — все, что характеризовало годы Теляковского при власти, все это пышным цветом расцветало в советских и постсоветских министрах культуры. Помпиду у нас не случился, до тонкости и чутья своих предшественников, Ивана Всеволожского или князя Волконского, Теляковскому не суждено было дорасти, но именно этой своей обычностью, приправленной подробнейшими мемуарами, он и интересен.

Воспоминания и Дневники Владимира Теляковского — едва ли не главные герои выставки. Репродуцированные в увеличенном формате на стендах, они чуть ли не затмевают собой личность своего автора. Суховатый, чинный, важный на фотографиях, влюбленный в театр и страстно желающий освежить его кровь в комплиментарных мемуарах и письмах современников, в своих собственных строчках Теляковский предстает занудным, желчным, мелочным, любящим сплетни, плохо переносящим конкурентов солдафоном.

Комментарии
Комментарии