5 спектаклей-легенд

Пока театры на каникулах, мы решили вспомнить знаковые постановки, которые не стареют спустя десятки (!) лет после премьеры. О причинах бодрого долголетия — в обзоре.
5 спектаклей-легенд

«Мальчики»«Студия театрального искусства»

Спектакль, с которого начался театр Женовача, был поставлен в «намоленной» 39-й аудитории ГИТИСа. Успех дипломной работы был оглушительным — о «Мальчиках» говорили все, спектакль объездил полмира и собрал все возможные премии. В центре сюжета — одна из лучших частей романа «Братья Карамазовы» (та, где гимназисты проходят путь от безжалостной травли сверстника Илюши Снегирева к состраданию и любви). Финальная сцена — лихорадочное братание у Илюшиного надгробия — вызвала прямо-таки бурю восторгов: определился стиль будущей «Студии театрального искусства». Подробнейший разбор текста (на протяжении всего спектакля многословные диалоги героев Достоевского не прерывает даже музыка), ансамблевость, аскетичность, намеренная «программная» сентиментальность. Женовач единственный, кто нашел адекватный театральный язык для экзальтации. Никаких слез и соплей, но и никакой иронии тоже. Только в «Мальчиках» слова о братстве дружбы, любви и Боге можно слушать без чувства неловкости, к ним возвращается их первоначальный смысл. Душевная сумятица гимназистов Достоевского показана подробно и очень умно — так, что зритель непременно плачет в финале вот уже 11 лет.

«Служанки»Театр Романа Виктюка

Поставленные вопреки протестам Минкульта (в 1988 году отдать все женские роли мужчинам было делом неслыханным), «Служанки» сделали Романа Виктюка режиссером первой величины, а заодно — кумиром московской богемной тусовки. С советской сцены пьеса французского маргинала Жана Жене о двух служанках Клер и Соланж, задумавших убить ласковую хозяйку по причине того, что «ей всегда лучше, чем им», прозвучала как вызов. Общественная мораль была талантливо попрана, и эротическая составляющая истории вышла на первый план. В первой версии культового спектакля пластические этюды в юбках с кроваво-красным подбоем демонстрировали Константин Райкин, Сергей Зарубин, Александр Корженков, Александр Зуев. Сегодня вместо них доводят публику до исступления, одновременно похожего на шок и восторг, «первачи» труппы с преступно красивым актером Дмитрием Бозиным во главе.

Комментарии