Империя в красках

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка «Ранний цвет. Российская империя. 1890-1910 годы. Новые поступления» — часть серии проектов МАММ, посвященных раннему цвету в фотографии.
Империя в красках

Несколько печально и по-сиротски пристроившаяся на первом этаже музея фотовыставка — это 80 исторических фотохромов преимущественно с классическими, если не сказать насыщенно-сермяжными, городскими видами Российской империи. Священный центр Москвы (Кремль, Красная площадь, Новые Верхние торговые ряды, столичные набережные), центр Санкт-Петербурга и его романтические пригороды, Варшава, Ревель (или же Таллин), Киев и Одесса, Гельсингфорс (или же Хельсинки), Тифлис, а также Крым — Ялта и Гурзуф.

Это вовсе не цветная фотография, изобретателем искусной техники нанесения цветного пигмента считается швейцарец Ганс Якоб Шмидт (он совершил свое революционное открытие в середине 1880-х годов). Фотохромы были популярны не только в России, но и во всей Европе — особенно в Италии. Милая, исключительно спокойная цветная картинка — реалистическая копия пейзажа, но с математической долей живописности — служила лучшим украшением недорогих мещанских интерьеров, а также и профессиональным сувениром, который можно было привезти с собой из путешествия. Устроители экспозиции подчеркивают, что процесс создания фотохрома был непростым, хлопотным. Для раскрашивания картинки (за основу будущего фотохрома брали черно-белые негативы) было необходимо сразу несколько литографских камней, покрытых специальным составом на основе асфальта. Каждый камень давал черно-белому изображению определенный цвет — и чем больше цвета на фотохроме, тем больше камней было задействовано при его изготовлении.

Комментарии
Комментарии