Внешняя политика

Спектакли в гипермаркете, в речном порту, в библиотеке и на Заводе слоистых пластиков: гид по театральному фестивалю «Точка доступа» (21 августа — 6 сентября).
Внешняя политика

На будущей неделе в Петербурге открывается фестиваль «Точка доступа: театр в городе», спродюсированный проектом «Открытая сцена» и посвященный site-specific theatre. По просьбе COLTA.RU о программе первого в истории северной столицы фестиваля спектаклей в нетеатральных пространствах рассказывает его арт-директор, театральный критик и продюсер Андрей Пронин.

Предложение COLTA.RU написать колонку в преддверии фестиваля, с одной стороны, фантастически щедрое, с другой — малость изуверское. До фестиваля остаются считаные дни, ничего, как водится, не готово, новые проблемы возникают одна за другой. Не то что сглазить страшно — а просто страшно. Однако Тина Канделаки в подобных случаях велела сжимать зубы, что ваш покорный слуга и собирается делать по ходу вколачивания этого текста в ноутбук.

Россия, как всем известно, — родина слонов, а Петербург — их малая родина. Если угодно, историю сайт-специфика в мировом театре можно вести со «Взятия Зимнего дворца», срежиссированного Николаем Евреиновым к трехлетию означенного революционного события. Вообще русский театральный авангард 1920-х тяготел к представлениям в городской среде задолго до официального основателя сайт-специфического направления — американца Ричарда Шехнера с его «Дионисом-69» в пустом фабричном цеху. В Питере у этого направления есть и ныне здравствующие патриархи — например, худрук БДТ Андрей Могучий, на заре своей карьеры волхвовавший на пустырях Ржевки, а в пору службы в Александринке выпустивший «Петербург» Андрея Белого во дворе Михайловского замка.

Собственно, отличие сайт-специфического театра от уличного или бродячего — в связи с genius loci, способности найти «точку доступа» к внешней среде и включить ее в спектакль не как рамку, а как необходимое составное, неотрывную часть художественной плоти. Этим талантом обладает несколько петербургских команд: например, «Комик-трест» или Русский инженерный театр «АХЕ», любезно согласившийся закрыть наш фестиваль своей уже почти легендарной «Мокрой свадьбой». Этот спектакль объехал полмира, но всякий раз магическим образом преображался, следуя ритму и логике окружающего пейзажа. По иронии судьбы в родном городе «АХЕ» «Мокрую свадьбу» видели всего несколько раз, и в аншлаге мы не сомневаемся. Тем более что эта вольная фантазия на темы средневековых алхимических трактатов будет разыграна не среди набивших оскомину туристических видов, а много выше по течению Невы, на территории старого речного порта у станции метро «Пролетарская». Место неизбитое и энергетичное, а кроме ахейцев Максима Исаева и Павла Семченко в спектакле будут участвовать Максим Диденко, за последние месяцы выбившийся в режиссерский топ обеих столиц, и номинантка прошлой «Золотой маски» Илона Маркарова, главная звезда спектакля «Жизнь за царя», эту самую «Маску» в малой форме получившего.

Комментарии
Комментарии