Три самые интересные выставки недели

В пандан к выставке «Керамика Раку», привезенной из Японии, Государственный Эрмитаж открыл свою выставку — «Сосуд вечной радости», состоящую из 116 редких, тоже японских изделий из собственной коллекции музея.
Три самые интересные выставки недели

Валерий Юрлов. Без названия. Из серии Пара форм. 1968. Из коллекции ГЦСИ

Все они экспонируются впервые. Это миниатюрные образцы из керамики и фарфора, связанные с чайной церемонией. Чаепитие пришло в Японию в VIII веке из Китая, сначала став ритуалом монастырского духовенства, со временем приобретя характер светской церемонии тя-но ю и в XIV–XV веках превратившись в важную составляющую аристократического образа жизни. Примечательна и история эрмитажной коллекции, которая считается одной из лучших в мире. В ее основу легло собрание коллекционера и мецената Александра Половцова (1832–1909), при этом она продолжает пополняться и сегодня. Значительная часть миниатюрных чайников в собрании Эрмитажа — из фарфора. Известно, что в XIX веке фарфор производили во многих керамических центрах Японии, украшали подглазурной росписью кобальтом, надглазурными эмалевидными красками и золотом. Редкую группу фарфоровых изделий на выставке составляют чайники из мастерских Микавати, покрытые белой глазурью и украшенные рельефным декором. Выставка примечательна и тем, что демонстрирует все существующие формы чайников. Одной из самых ранних, затем распространившихся в Европе является форма с петлевидной ручкой, поставленной напротив носика. В Японии она называется тяхэй. Другая ранняя форма — чайник с высокой арочной ручкой добин. Для гёкуро, дорогого сорта листового зеленого чая, использовались чайники без ручки — хохин. Экспозиция дает полное представление и о других формах керамики для чаепития вплоть до начала ХХ века. До 15 ноября.

Комментарии