Ярмарка тщеславия

Чем хвастаются друг перед другом страны в период войн, невозвратимых кредитов и террористической угрозы: репортаж со Всемирной выставки Экспо-2015 в Милане.
Ярмарка тщеславия

Вход на «всемирную ярмарку тщеславия» охраняет скульптурная группа антропоморфных персонажей из овощей и фруктов. Четырехметровые великаны, одетые в пышные одежды эпохи Возрождения, с носами-грушами, щеками-помидорами и глазами-виноградинами. Миланский живописец XVI века Джузеппе Арчимбольдо и не подозревал, как прекрасно его задумка объединить портрет с натюрмортом подойдет к теме Экспо-2015 — «Накормить планету. Энергия для жизни».

143-м странам-участницам Всемирной выставки было предложено высказаться по поводу современных принципов питания. Тема богатейшая: еда за 200 тысяч лет существования человечества обросла «бородой» добавочных смыслов, и никто уже не воспринимает ее как просто источник калорий. Только самые бедные и ленивые страны воспользовались очевидностью и превратили свои павильоны в рестораны национальной кухни, путь к которым лежит через выставку-продажу изделий народных промыслов. Остальные, по примеру венценосных покровителей Арчимбольдо, «сделали свои парадные портреты из овощей»: используя метафорику продовольственного сектора, показали именно то, что хотели показать.

Смыслом китайского павильона стал не чай, не рис и даже не аппарат, дающий рекомендации по питанию на основании анализа роста и веса, а мультфильм о воссоединении внуков вокруг бабушкиного стола. Кроме светлой ностальгии и желания позвонить бабушке, зрители выносят из фильма мысль, что именно специфическая кухня заставляет китайцев держаться вместе, селиться рядом и всегда оставлять некий зазор в интеграции.

Комментарии
Комментарии