Вне зоны воздействия

Несмотря на нападение вандалов и погром, выставка скульпторов-шестидесятников группы «ЛеСС» (Владимир Лемпорт, Вадим Сидур, Николай Силис) в Манеже продолжает работать и будет открыта до 6 сентября.
Вне зоны воздействия

Амбициозная выставка скульпторов-шестидесятников группы ЛеСС (Владимир Лемпорт, Вадим Сидур, Николай Силис) и современных авторов попала во все новостные ленты из-за акта вандализма, совершенного православными активистами. ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ не сомневается в оценке действий самопровозглашенных защитников веры, а вот сама выставка оставляет двойственное впечатление.

В прошлую пятницу националист Дмитрий Цорионов (Энтео) оповестил через Twitter-аккаунт о том, что на выставке Скульптуры, которые мы не видим якобы нарушается закон о защите чувств верующих, и отправился в Манеж с группой единомышленников. Там активист рассказал посетителям о том, что выставка оскорбляет православных, а его соратники пытались уничтожать работы. Охрана Манежа при этом не пыталась задержать вандалов, а только вызвала полицию. Манеж — организация городская, охраняет ее ЧОП без особых прав. По оценкам Манежа, активистам удалось повредить четыре линогравюры из фондов выставочного зала. Манеж планирует добиваться привлечения Энтео к уголовной ответственности. Реакция церкви на акт вандализма была двойственной: глава синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда в интервью Ъ сказал, что, с одной стороны, подобные протесты должны находиться в правовом поле, но призвал и саму выставку проверить насчет законности. В том же духе высказался в интервью Интерфаксу и глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Оба служителя церкви выставку не видели.

Многие из тех, для кого имя Вадима Сидура не пустой звук, выражали сочувствие Манежу и кураторам выставки в социальных сетях. Насколько известно Ъ, российские музейщики уже работают над официальным заявлением по поводу инцидента. И действительно, все предельно ясно. Уничтожены единицы хранения государственного фонда, причем уничтожены с особым цинизмом, ради того чтобы покрасоваться перед камерами и напомнить защитникам свободы в культурной сфере о собственной безнаказанности. Вещи на библейские сюжеты созданы Вадимом Сидуром в 1960-1970 годы, это сложные пластические скульптуры с той выразительностью страдания, которая вообще была свойственна его работам. Он имел полное право интерпретировать христианскую мифологию таким образом. И как художник, экспериментирующий с формой — как авангардной, так и архаической. И как инвалид войны с раздробленной пулей немецкого снайпера челюстью: в окопах, как говорится, атеистов не бывает. И как критически мыслящий человек в эпоху, когда официально признанное искусство не только не задевало так называемые вечные темы, но, наоборот, служило по большей части дополнением заводской стенгазеты и оформления праздничных парадов. Точно такое же право на художественное переосмысление непосредственного жизненного опыта есть у каждого гражданина РФ, а в отношении тех, кто пытается навязать свою точку зрения как единственную, да еще и с помощью насилия над произведениями искусства, должно производиться следствие.

Комментарии
Комментарии