Караваджо и караваджисты

В ГМИИ показаны почти 50 работ экспрессивного итальянца и его последователей.
Караваджо и караваджисты

Выставка произведений итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) и его последователей открылась в ГМИИ имени Пушкина. В экспозиции представлено около 50 произведений из собрания ГМИИ и Фонда Лонги во Флоренции. Проект логически продолжает первую масштабную выставку произведений итальянского мастера, прошедшую в музее в 2011 году.

На этот раз публике представлена лишь одна картина кисти реформатора европейской живописи — «Мальчик, укушенный ящерицей», написанная в первые годы пребывания Караваджо в Риме. Именно тогда художник, в отсутствие заказов, писал для продажи небольшие работы, зачастую используя в качестве модели собственное изображение в зеркале.

В Вечный город миланский живописец приехал в 1590-х годах, когда ему исполнилось 25 лет, и мгновенно привлек к себе внимание. Он выделялся вспыльчивостью и крутым нравом, появляясь на улицах со шпагой на боку, не раз пуская ее в ход, а также непривычным для римлян ломбардским акцентом.

Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью — Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей». Полотно представляет собой вовсе не плавное повествование — мастер словно рубит с плеча, энергичными мазками, объемами и контрастами яркого света и глубокой тени. Композиция полна беспокойного движения, резкий боковой свет падает прихотливыми вспышками, выхватывая отдельно ярко светящиеся фрагменты предметов.

Такая манера создания произведений стала привлекать к себе интерес. Несмотря на то, что Караваджо не брал себе учеников и не любил подражателей, его последователи появились как в Италии, так и далеко за ее пределами. И основная задача выставки — познакомить зрителя с творчеством живописцев, развивавших традиции мастера.

Комментарии
Комментарии