Психоанализ по Фриде

В Зимнем дворце открылась выставка одной картины Фриды Кало: из Музея Долорес Ольмедо (Сочимилько, Мексика) привезли «Автопортрет с обезьянкой» 1945 года.
Психоанализ по Фриде

Выставка одной картины — жанр, чрезвычайно коварный. Тут можно безоговорочно выиграть, только если сама по себе живопись готова взять на себя главную (и единственную) роль. Случай с Автопортретом с обезьянкой совсем не такой. И живопись суховата, и холст маловат, и краски по гамбургскому счету самой Фриды скромные, с преобладанием коричневого и серого. Никаких тебе венков и роскошной яркости платья. Помещенный в западину Портретной галереи Романовых в Зимнем дворце Автопортрет смотрится не столько экзотической аномалией, как, казалось бы, должна тут смотреться живопись безудержной Фриды, сколько странным изводом тех полупарсун, с которых романовская галерея и начинается.

Однако все эти соображения странного и какого-то алогичного появления тут картины Фриды Кало совершенно неважны тем, кто специально придет смотреть на нее. Это первый приезд Кало в Эрмитаж, первая живая ее работа, и имеет смысл только это. Потому что Фрида Кало — это, прежде всего, один из самых важных в культуре XX века мифов, художник, ставший объектом подлинного культа.

Культ этот феноменален и алогичен, но вот уже более трех десятилетий становится только сильнее. У этого явления даже есть свое название — калоизм, тьмы и тьмы поклонников маленькой мексиканской дивы со сросшимися бровями и плохо сросшимися костями гордо носят имя калоисты, но по силе влияния ее мифа на людские умы впору назвать все это фридизм и изучать как психотерапевтический прием. Потому что это прежде всего история о жизни через абсолютное не могу.

Комментарии
Комментарии