Гид по фестивалю Дианы Вишневой

Великая русская балерина уже давно давно сама себе театр, а теперь — еще и сама себе фестиваль.
Гид по фестивалю Дианы Вишневой

Имя хозяйки фестиваля значит все: Диана Вишнева, великая русская балерина. Весной отметила двадцатилетие служения в Мариинском театре, легкой рукой сведя на одной сцене многолюдные труппы Мариинки и Большого — тела, которые обычно взаимно отталкиваются. Между тем главные достижения Вишневой последних лет не касаются академических святилищ: стационарные театры не в состоянии предложить ей нужное количество танцевального кислорода. Она давно сама себе театр, а теперь — еще и сама себе фестиваль.

Ролевая модель явно заимствована у другой великой, Сильви Гиллем: блистательная карьера в большой компании, сепарация, выход в неклассический репертуар и полное размытие жанра (в одном из спектаклей Гиллем на сцене даже заговорила). Вишнева пошла еще дальше: она не просто формирует личное исполнительское портфолио, заказывая хореографию подчас неожиданным персонажам, — теперь она входит в роль наблюдателя, законодателя мод, опинион-мейкера (другой вопрос, насколько это неуклюжее слово вообще подходит к Диане — «Красота в движении» — Вишневой). Среди публики балетных премьер и фестивалей она появляется ничуть не реже, чем на сцене: ее выбор и ее одобрение — не как результат примерки на себя, но как экспертный/кураторский взгляд — приобретают в отечественном балетном мире все больший вес.

«Context. Диана Вишнева» — нечто вроде «выбора редакции» по состоянию на текущий год, но отнюдь не мероприятие в духе «Диана Вишнева приглашает» и тому подобных праздников эгоцентризма: московский фестиваль с его жесткой селекцией достаточно властно диктует тенденции и определяет моду. Не случайно Context, на третий год работы нарастивший мяса и занявший в ежедневнике столичных балетоманов пять полновесных дней, вырос вокруг конкурса хореографов: то, чем по идее должны сообща заниматься директора-главные-балетмейстеры-критики, — терпеливая помощь молодым постановщикам — перешло в частную инициативу. (Справедливости ради стоит отметить, что в один год с Context'ом в Екатеринбурге открылась «Dance-платформа», а в Мариинке — домашнего свойства «Мастерская»: висевшая в воздухе идея поддержки отечественных производителей сконденсировалась и пролилась дождем.)

Комментарии
Комментарии