200 ударов в минуту

Как рассказать историю XX века с помощью выставки о пишущих машинках.
200 ударов в минуту

В ММСИ на Петровке открывается выставка «200 ударов в минуту» о роли пишущих машинок в литературе и истории России. «Афиша» поговорил с ее куратором, литературным критиком Анной Наринской, и архитектором выставки Кириллом Ассом о том, как они искали машинки и не увязли в бюрократии.

Анна Наринская литературный критик, куратор выставки

«Я совершенно точно помню, в какой момент я это придумала. Мы с друзьями говорили о новой экспозиции Политехнического музея — о том, какой она в принципе может быть. И Гриша Ревзин сказал: «На месте музея я стал бы отталкиваться от коллекций. Вот, например, там есть одна из самых больших в мире коллекций пишущих машинок». И дальше стал рассказывать про коллекции макетов угольных шахт в разрезе и что-то еще, а у меня в голове вертелись машинки и «их» писатели. Если бы он тогда не вспомнил про пишущие машинки, то выставки бы, наверное, и не было — но он сказал то, что сказал, и я уже не могла думать ни о чем другом.

На следующее же утро я уже совершенно представляла себе выставку (заранее скажу — совсем не ту, которая получилась в итоге). Моя мысль состояла в следующем: вся литература XX века напечатана на машинке, но напечатана разными способами. Напечатана на машинке сразу, надиктована машинистке, переписана на машинке, а потом полностью исправлена от руки сверху. С появлением пишущей машинки начались новые отношения писателя с текстом. Эта была революция в писательском мастерстве — следующая после того, как появились отдельные бумажные листы и текст стал меряться страницами. Машинка — в отличие от комплекта перо — бумага, с одной стороны, и компьютера, с другой, — инструмент абсолютной власти буквы. Вот у тебя есть набор букв — он может стать «Жизнью и судьбой», а может — доносом на ее автора.

Еще у меня была мысль, что машинка — это такая поразительная вещь, которая при нашей жизни из бытового предмета стала экспонатом. Я писала свой диплом (в четырех экземплярах) на пишущей машинке, а моя двадцатилетняя дочь даже не знает, что такое копирка.

Комментарии
Комментарии