Гид по фестивалю инклюзивных спектаклей

С 22 по 24 января в Центре им. Мейерхольда пройдет маленький, но важный фестиваль особых театров «Протеатр».
Гид по фестивалю инклюзивных спектаклей

Три дня подряд с 22 по 24 января в Центре им. Мейерхольда будут показывать удивительные образцы мирового инклюзивного театра, читать тематические лекции, устраивать семинары, мастер-классы и обсуждения спектаклей — это фестиваль «Протеатр». Осенью организаторы собирают в Москве в одну большую программу все главные премьеры инклюзивных театров со всей России, а зимой устраивают короткую международную программу. Инклюзивный театр — разновидность социального театра, подразумевающего использование игровых практик и пластических тренингов в качестве инструментов психологической, социальной и ментальной терапии. При этом сами спектакли инклюзивных театральных коллективов нередко становятся значительными объектами искусства.

Елена Ковальская
Театральный критик, арт-директор Центра им. Мейерхольда

«Понятие «социальный театр» объединяет и тот театр, который поднимает социальные проблемы, и тот, который их решает. Например, «новая драма» выставляет на обсуждение социальные проблемы. А инклюзивный театр и социальные проекты — решает: занимается включением в культуру, в общество разных социальных групп, обделенных по разным причинам — физическим, имущественным, образовательным и так далее.

Подъем интереса к такому театру связан с развитием гражданского общества. Людей стало волновать, на что уходят их, налогоплательщиков, деньги, зачем они содержат эту громоздкую индустрию — театр. А художники задумались, что они могут дать людям взамен на возможность заниматься бесполезным искусством. Мировой, да и наш, советский опыт показывает, что художник может сделать невероятно полезные вещи. Причем, такие, которые кроме него никто не сможет. Социальные проекты в театрах стали появляться тут и там. Пионерами были независимые театры — костромской «Диалог данс», ростовский театр «18+», Liquid Theatre, «Театр.doc» — он, собственно, и был инициатором процессов. Однажды Елена Гремина на встрече президента Медведева с деятелями искусства предложила поддержать негосударственные театры на условии общественной работы, тогда возник министерский проект «Театр плюс Общество», он позволил выжить массе театральных групп в стране. Сегодня этот проект деформирован до неузнаваемости. Но процесс продолжается.

Комментарии
Комментарии