Три выставки недели

Ретроспектива Таира Салахова, изделия тульских оружейников, выставка, посвященная оформлению Петрограда-Ленинграда к праздникам в 1918–1930-е.
Три выставки недели

Таир Салахов. Солнце в зените

Третьяковская галерея. До 20 марта.

Таир Салахов (р. 1928) — классик в самом хрестоматийном смысле этого слова. Его имя прочно связано с одним из самых ярких периодов в советском искусстве — «суровым стилем» 1960-х, ставшим отголоском хрущевской оттепели, внесшим глоток свежего воздуха и «правды жизни» в соцреалистический официоз. Культ силы и красоты сменился культом мужества, фальшивая бравада — «суровой правдой жизни» у представителей этого стиля. Салахов сразу нашел и свою тему: его герои –– нефтяники Каспия и рыбаки, представители культуры и интеллектуального труда, всегда внутренне сосредоточенные и серьезные («Портрет композитора Кара Караева», 1960; «Портрет Дмитрия Шостаковича», 1976). Однако кураторы проекта не ограничиваются периодом «сурового стиля» в долгой творческой карьере Салахова. В выставку, открывшуюся в год 88-летия мэтра, включены живопись, театральные работы, графика, созданные вплоть до 2000-х годов, что существенно расширяет представление об эволюции его творчества. Каждое десятилетие он находил темы и художественные решения, адекватные времени. Здесь и лиричные натюрморты, серия портретов матери (1970–1980-е) и полные тревоги полотна начала 1990-х. Причем с годами меняются не только темы, но и палитра художника, становясь все фактурнее и насыщеннее по цвету. В работах последних лет он словно наверстывает упущенное, ведя диалог с искусством модернизма, долгие годы бывшего запретным плодом для советских художников.

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Государственный исторический музей. До 28 марта.

Что вызывает в памяти словосочетание «тульская сталь»? Конечно, оружие — от пушек XVI века до современных автоматов и подарочных ружей — и подковавшего блоху Левшу из повести Николая Лескова. Государственный исторический музей своей выставкой «Тульская художественная сталь XVIII–XIX веков» решил показать неизвестные широкому зрителю работы тульских оружейников, которые производились в единственном экземпляре или в ограниченном количестве для членов императорской семьи и других состоятельных заказчиков.

Комментарии