По местам жизни Рембрандта: успех, забвение и посмертная слава

Для Амстердама Рембрандт ван Рейн — настоящий символ, ведь вся жизнь живописца была неразрывно связана с городом на дамбе.
По местам жизни Рембрандта: успех, забвение и посмертная слава

Даже люди от искусства исключительно далекие о Рембрандте что-то да слышали, ну, или, по крайней мере, названия картин «Возвращение блудного сына» и «Ночной дозор» вызывают у большинства относительно устойчивые ассоциации.

Для Амстердама же Рембрандт ван Рейн (именно так звучит полное имя художника) — самый настоящий символ, ведь вся жизнь величайшего живописца в истории искусств была неразрывно связана с городом на дамбе.

Именно сюда молодой художник приехал учиться мастерству живописи, бросив Лейденский университет, здесь стал знаменитым, разбогател и женился на очень некрасивой, но страстно любимой им Саскии ван Эйленбюрх, и именно в Амстердаме позже потерял все: вначале дети художника умерли, затем скончалась любимая жена, а после не привыкший экономить Рембрандт полностью промотал честно заработанное состояние и умер в абсолютной нищете. Неудивительно, что каждую веху жизни Рембрандта можно четко соотнести с тем или иным городским объектом, а потому не будем почем зря пустословить и пройдемся по главным местам художника в Амстердаме.

ЮНОСТЬ РЕМБРАНДТА — ПЛОЩАДЬ ВАТЕРЛООПЛЕЙН

Рембрандт был шестым ребенком в семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна из Лейдена. Хотя родители и отдали талантливого юношу учиться живописи к лейденскому художнику Якобу ван Сваненбюрху, семья все же рассчитывала, что живопись останется лишь увлечением Рембрандта, недаром, он стал единственным из детей, кого родители отправили получать высшее образование в университет родного города.

Автопортрет Рембрандта в молодости 1634 год

Но там «блудный сын» не задержался и, бросив университет, в 1623-м уехал в Амстердам, где начал обучаться мастерству живописи у Питера Ластмана. По некоторым слухам молодой портретист проживал в окрестностях площади Ватерлооплейн, где ныне располагается известный блошиный рынок. Именно здесь художник любил гулять и рассматривать типажи, позже трансформировавшиеся в образы на его картинах.

На фото: площадь Ватерлооплейн и церковь Aäronkerk Святого Антония Падуанского

В свой первый приезд в Амстердам Рембрандт оставался в городе на дамбе недолго, у Питера Ластмана молодой художник учился всего несколько месяцев, а спустя четыре года Рембрандт вернулся в родной Лейден, где вместе со своим другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую живописи.

ПРИЗНАНИЕ — ДОМ-МУЗЕЙ РЕМБРАНДТА

Став популярным в родном Лейдене, Рембрандт возвращается в Амстердам. Нужно понимать, что в Голландии семнадцатого века живописцы, в том случае, если их талант признавали, очень быстро становились состоятельными людьми: вложения в живопись считались выгодными, и от заказчиков у Рембрандта отбоя не было. В 1634 году ставший популярным художник женился на дочери бывшего бургамистра Саскии ван Эйленбург.

На фото: дом Рембрандта в Амстердаме на улице Jodenbreestraat

Хотя Саския была очень богатой и совсем некрасивой невестой, женитьба на ней не была сугубо финансовым предприятием — Рембрандт, действительно, страстно любил свою жену, а главное доказательство этого утверждения — работы художника, он изображал ее на своих картинах при любой возможности.

Картина Рембрандта «Блудный сын в таверне», на которой художник изобразил себя и Саксию

К примеру, по мнению многих исследователей знаменитая «Даная» — это не какая-нибудь абстрактная дама, а Саксия, ведь свою лучащуюся светом картину Рембрандт начал писать через два года после женитьбы, и полотно не предназначалось для продажи.

Правда, позже художник переработал картину, придав главной героине черты не только своей любимой супруги, но и Гертье Диркс, с которой у художника была интимная связь после смерти жены.

«Даная» Рембрандта (1636—1647)

В 1639 году молодожены переехали в купленный в кредит дом на улице Jodenbreestraat, где сегодня и расположен музей художника Museum Het Rembrandthuis. Здесь прошли самые счастливые годы жизни Рембрандта: он был богат и знаменит, любил и был любим.

На фото: гостиная в доме Рембрандта

Оказавшись в доме-музее, неспешно прогуляйтесь по комнатам для приемов, где художник встречался с заказчиками, загляните в спальню и задержитесь в расположенной на последнем этаже мастерской — именно здесь художник трудился на протяжении 20 лет.

На фото: мастерская в доме Рембрандта

Между прочим, сегодня при музее открыта мастерская по изготовлению гравюр и офортов, ведь Рембрандт считался в свое время лучшим мастером этого жанра. В современной мастерской трудятся специально обученные люди, которые не только расскажут вам о том, как в старину изготавливались гравюры, но и могут за разумную плату отпечатать для вас парочку на заказ.

Адрес дома-музея Рембрандта: Jodenbreestraat 4, открыт с 10.00 — 17.00

«НОЧНОЙ ДОЗОР» — ЦЕРКОВЬ ЗЕЙДЕ-КЕРК И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ РЕЙКСМЮСЕУМ

1642-й год стал для Рембрандта началом конца. 14 июня 1642-го года, родив последнего сына Титуса, скончалась любимая жена художника Саксия ван Эйленбюрх (трое старших детей пары умерли еще во младенчестве). Чтобы забыться, Рембрандт уходит в творчество и создает свое знаменитое полотно «Ночной дозор» — картина была написана по заказу Стрелкового общества и изначально носила название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».

На фото: церковь Зейде-керк в Амстердаме

Согласно версии, популярной в Амстердаме, «Дозор» был написан не в доме художника, а в зале церкви Зейде-керк (Zuiderkerk), которая до 70-х годов прошлого века находилась в плачевном состоянии, но сейчас ее отреставрировали. Столь нетривиальное место для написания знаменитой картины объясняется просто — «Ночной дозор», как известно, полотно — масштабное, и в мастерской художника оно просто-напросто не помещалось.

На фото: зал церкви Зейде-керк (Zuiderkerk)

Признанный шедевр Рембрандта при жизни счастья своему автору не принес. Если выражаться современным языком, то клиентам, то есть, Стрелковому обществу, не понравилось, что художник отошел от классических канонов парадного портрета и изобразил мушкетеров в движении, а кроме того, своевольно добавил к 18 персонажам картины — авторам заказа — 16 фигур, не имеющих к стрелковой роте никакого отношения. Подобное проявление свободы творчества ничем хорошим для Рембрандта не обернулось, его популярность, как портретиста, начала стремительно падать, заказчики обращались к художнику все реже, а некогда бешеный успех постепенно сменился прижизненным забвением. По достоинству «Ночной дозор» оценили лишь в XIX веке, когда интерес к творчеству Рембрандта снова возрос, тогда же картина и получила свое второе название, под которым она известна по сей день.

«Ночной дозор», Рембрандт, 1642 год

Для того, чтобы полюбоваться шедевром, сыгравшим со своим автором весьма злую шутку, отправляйтесь в Государственный музей Рейксмюсеум (адрес: Rijksmuseum Amsterdam, Postbus 74888, 1070 DN Amsterdam), кстати, здание музея было специально перестроено в 1904 году, чтобы разместить в одном из залов монументальное полотно Рембрандта.

На фото: Государственный музей Рейксмюсеум

Рядом с «Ночным дозором», так сказать, для более наглядного контраста расположены несколько типичных групповых парадных портретов той эпохи, дабы зритель мог сравнить и почувствовать разницу. Впрочем, чтобы оценить новаторство «Дозора», достаточно просто посмотреть на групповой портрет «Синдики», написанный Рембрандтом через 20 лет после его скандальной картины и выставленный тут же в одном из залов Рейксмюсеума.

Картины «Синдики», Рембрандт, 1662 год

На этот раз художник не стал экспериментировать и четко следовал требованиям заказчика, в результате картина считается колоссальным откатом назад по сравнению с прорывом «Ночного дозора», и это легко может увидеть даже человек от искусства предельно далекий.

На фото: «Ночной дозор» в Государственном музее Рейксмюсеум

К сожалению, судьба «Ночного дозора» тоже оказалась незавидной, в восемнадцатом веке картину обрезали по краям, чтобы она поместилась в очередном зале, в результате с полотна пропала пара фигур, а изначальная задумка автора была искажена. Во-вторых, само название картины — «Ночной дозор» — скорее всего, не является верным по сути. Многие искусствоведы склонны считать, что действие картины происходит в два часа после полудня, по крайней мере, после реставрации полотна, проведенной в 1947 году, стало понятно, что преимущественно темные краски «Дозора» — не замысел автора, а результат неправильного хранения картины.

РАЗОРЕНИЕ — КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ АМСТЕРДАМА

После провала «Ночного дозора» и смерти любимой жены в жизни художника начинается черная полоса. Заказчики отворачиваются от Рембрандта из-за чересчур новаторского стиля его последней работы, светская публика — из-за романа художника со служанкой Хендрикье Стоффлес, который тот и не думал скрывать, и привыкший жить на широкую ногу Рембрандт умудряется спустить все свое состояние за какие-то 14 лет.

На фото: Королевский дворец Амстердама

В результате, ему приходится покинуть любимый дом на Jodenbreestraat, кредит за который так и не был погашен, а в 1656 году в Королевском дворце Амстердама, который в то время был просто городской ратушей, художника обязывают описать все свое имущество и продать картины и прочие ценности с молотка и за бесценок. Коллекцию картин Рембрандта, в числе которых была и знаменитая «Даная», тогда оценили в жалкие 5000 гульденов, и до конца своих дней Рембрандт был вынужден работать за копейки, чтобы худо-бедно сводить концы с концами.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ — РАЙОН ЙОРДАН

Разорившись, Рембрандт вместе со свой второй женой Хендрикье Стоффлес (бывшей служанкой), сыном от первого брака Титосом и дочерью от второго брака Корнелией перебрался в бедный еврейский квартал Йордан. Даже сегодня Йордан архитектурными шедеврами не блещет, при жизни же художника этот район города и вовсе представлял собой натуральный квартал бедняков со всеми вытекающими. Проживал художник по адресу — улица Розенграхт (Rozengracht), дом номер 184, это маленький домик, в центре черного фасада которого красуется светлая табличка «Здесь жил Рембрандт».

На фото: последний дом Рембрандта в Амстердаме

Здесь Рембрандт начал создавать те самые работы, выполненные в уникальной технике «стекающих красок», секрет которой до сих пор не разгадан: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Отречение апостола Петра», «Еврейская невеста» и, конечно, оставшееся незавершенным полотно «Возвращение блудного сына».

Автопортрет Рембрандта, 1661 год

Главными же героями картин Рембрандта в последние годы жизни художника становятся вторая жена мастера Хендрикье Стоффлес, сын художника Титос, которого Рембрандт часто изображает на своих полотнах в образе ангела, и неизвестные старики, старухи и солдаты, на долю которых, как и Рембрандту, выпало немало тяжелых испытаний судьбы.

КОНЧИНА РЕМБРАНДТА — ЦЕРКОВЬ ВЕСТЕР-КЕРК

К сожалению, Рембрандту пришлось пережить и свою вторую жену, и любимого сына Титоса, после смерти которого художник, по его собственным словам, утратил веру в справедливость. Вторая супруга Рембрандта Хендрикье, изображение которой мы можем увидеть на картинах «Флора», «Хендрикье у окна» или «Купающаяся женщина», скончалась в 1663 году и была похоронена у церкви Вестер-керк (Westerkerk) — самой высокой церкви Амстердама, расположенной в 10 минутах ходьбы от района Йордан.

На фото: церковь Вестер-керк в Амстердаме

Через пять лет умер и сын художника Титос. Последней потери Рембрандт перенести не смог и 8 октября 1669 года скончался на руках Корнелии — своей дочери от второго брака. Величайшего голландского художника похоронили в общей могиле для бедняков близ церкви Вестер-керк, предположительно, у северной стены, где сегодня установлена памятная доска. Останки Рембрандта до сих пор не идентифицированы, как до сих пор остается неизвестным и точное число работ художника, и датировка многих шедевров кисти маэстро.

Источник: trip-point.ru

Комментарии
Комментарии