Сталинское метро на выставке «Подземный памятник»

В Музее архитектуры проходит выставка, посвященная московскому метро, которым принято гордиться чуть ли не наравне с полетом Гагарина в космос.
Сталинское метро на выставке «Подземный памятник»

В Музее архитектуры проходит выставка, посвященная московскому метро, которым принято гордиться чуть ли не наравне с полетом Гагарина в космос. «Афиша Daily» попросила куратора проекта Марию Костюк прокомментировать несколько эскизов станций.

Мария Костюк, научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, куратор выставки «Московское метро — подземный памятник архитектуры»

Мы показываем немного ностальгическую выставку — со старыми фотографиями и проектами, на которых можно увидеть станции, как их замышляли архитекторы. Иногда этот авторский замысел совпадает с реализацией, иногда сегодняшние станции выглядят совершенно иначе.

У московского метро была совершенно особенная роль: это один из элементов репрезентации, способ заявить о себе как о новом государстве, способном создать для своих граждан подземный дворец. Лично мне больше всего нравятся здания первой и второй очереди строительства. Они, кстати, не напоминают дворцы — пышные станции появились только в 1950-е годы — прежде всего на Кольцевой линии.

К станциям последнего времени я отношусь спокойно: они отражают архитектурные пристрастия современности. Сегодня возможно имитировать естественный свет, что можно увидеть на станции «Спартак». Когда проезжаешь мимо нее, замечаешь, насколько там светлее — такое чувство, что она открытая.

Проект станции метро «Красные Ворота», 1935 год

Архитекторы И.А.Фомин, Н.Н.Андриканис

В нишах в вестибюле «Красных Ворот» ничего и не должно было быть, потому что станция работает ритмически на своих акцентах. Собственно декоративных элементов тут не так много — нет лепнины, скульптуры — все просто. Главную роль в пространстве играет цвет (Фомин очень любил красные и синие тона) и потолок — то, что мы называем активной пластикой кессонов. Фомин играет с узнаваемыми и лаконичными архитектурными формами; кессонированные своды и циркульные ниши дают отсылки к античным прототипам, но все эти формы выполнены в пропорциях человеческого роста.

Факт

Высотка на «Красных Воротах», где расположен северный выход из метро, была построена архитектором Душкиным под наклоном. Это было сделано с расчетом на то, что из-за сложного грунта она немного просядет с одной стороны и выровняется. Так и случилось.

Комментарии
Комментарии