Выставки в музее современного искусства «Гараж»

«След улитки» Виктора Пивоварова, выставка Тарин Саймон и другие мероприятия музея «Гараж», которые стоит посетить в ближайшие месяцы.
Выставки в музее современного искусства «Гараж»

Выставка Виктора Пивоварова «След улитки»

17 марта – 18 июня 2016

Музей современного искусства «Гараж»

Впервые за 12 лет Музей «Гараж» совместно с художником предпринял попытку исчерпывающего представления искусства Виктора Пивоварова в Москве, объединяя самые ранние произведения середины 1970-х годов с последними живописными циклами.

В преддверии 80-летия Виктора Пивоварова Музей современного искусства «Гараж» представляет масштабную выставку художника, одного из важнейших героев московского концептуализма, ключевой фигуры российского послевоенного неофициального искусства наряду с Ильей Кабаковым и Андреем Монастырским. Спустя неделю, 22 марта, в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка Виктора Пивоварова, организованная при участии Музея современного искусства «Гараж». В зале Микеланджело будет показан новейший цикл «Потерянные ключи», вдохновленный искусством немецких и голландских художников XVI–XVII веков.

Выставка «След улитки» в Музее «Гараж», устроенная как романтическое путешествие, делится на одиннадцать глав и демонстрирует весь диапазон творческих ипостасей Пивоварова: от станкового художника, книжного графика, иллюстратора, изобретателя и автора жанра концептуального альбома до теоретика, мемуариста и писателя.

Как следует из названия, ключевой образ, связывающий отдельные главы — фрагменты выставки, — это улитка, которая стала для Виктора Пивоварова наиболее полным воплощением стратегий отгораживания и укрытия от внешнего мира.

В отличие от друзей-концептуалистов, Пивоваров всегда проявлял искренний интерес к «тайной жизни» человеческой души, или, как говорит сын художника Павел Пепперштейн, «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. <…> Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства». Принципиальная сосредоточенность художника на внутренней, сокровенной жизни человека открывает путь для романтической интерпретации его искусства, а вся выставка становится странствием романтического героя, который переживает опыт экстремального одиночества (как в циклах «Проекты для одинокого человека», 1975; «Сады монаха Рабиновича», 2012–2013), возвышенной любви (цикл «Июнь-Июнь», 1978–1988), мистического откровения (серия «Эйдосы», 2000–2009), ужаса и смерти («Сутра страхов и сомнений», 2006) и т. д. Напряженные отношения внутреннего и внешнего пространства находят отражение и в архитектуре выставки, которая устроена как последовательность герметичных комнат-узлов, где развивается каждый из сюжетов.

На выставке «След улитки» будут впервые представлены вместе ранние живописные циклы начала 1970-х годов, когда Пивоваров, синхронизируясь с экспериментами многих европейских и американских коллег, занимался поиском новых форм жизни для традиционной картины. Принимая образы казенных советских таблиц, графиков, детской иллюстрации, плаката или методического пособия, его картины, например, из цикла «Семь разговоров» (1977) или «Июнь-Июнь», на самом деле являются сакральными схемами, сложными символическими ребусами, которые зритель может разгадать в том числе и при помощи путеводителя, написанного самим художником. Значительное место на выставке уделяется также самому оригинальному жанру в русском искусстве второй половины ХХ века — концептуальному альбому, на страницах которого объединяются изображение и парадоксальное высказывание. Так, впервые в полном виде будут показаны обе уцелевшие части из альбома-трилогии «Сад» (1976). Также впервые Виктор Пивоваров выступит в качестве автора тотальных энвайронментов, усиливая переживание зрителя, полностью погружая его в магическое пространство.

К выставке готовится переиздание книги Виктора Пивоварова «Влюбленный агент» с новыми главами, в которых художник описывает события последних лет.

Виктор Пивоваров родился в Москве в 1937 году. Окончил Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина (1957) и Московский полиграфический институт (1962). С 1982 года живет и работает в Праге.

Подробнее: garagemca.org

Инсталляция Рашида Джонсона «В нашем дворе»

17 марта – 31 августа 2016

Атриум Музея «Гараж»

Инсталляция нью-йоркского художника Рашида Джонсона «В нашем дворе» — высокая решетчатая конструкция с уникальной живой экосистемой — станет третьим по счету проектом в рамках программы Garage Atrium Commissions.

Устроенная по типу лабиринта, внутри которого могут перемещаться зрители, и обращенная ко всем органам чувств, эта работа включает тропические растения, скульптурные элементы, видеоизображения, звуковое сопровождение и предметы повседневного обихода. Инсталляция погружает зрителя в поэтический мир, объединяющий факты и вымысел, события и их толкование. Это первая работа Джонсона, реализуемая им в России, и самый масштабный проект из всех когда-либо им созданных.

Джонсон впервые посетил Москву в начале 2015 года, когда шла реконструкция нового здания Музея «Гараж», и был вдохновлен архитектурой советского модернистского здания, построенного в 1968 году. Это навело его на воспоминания о поездке на острова Теркс и Кайкос Багамского архипелага с их недостроенными зданиями, заросшими тропической растительностью. Джонсон говорит: «В свое время это место было исполнено ожиданий, но здания так и не были достроены, и это напоминало невероятную деформированную мечту. Можно это по-разному интерпретировать, но я постоянно думаю об этой противоречивости в связи с новой работой, которую делаю в Москве и которая будет расти и меняться в процессе экспонирования».

Описывая свою новую работу как некий «мозг», художник обращается одновременно к «высокой» и «популярной» культуре. Среди его источников — трехмерные конструкции минималиста Сола Левитта, масло семян ши (известное косметическое средство, изготовляемое в Африке), Московский ботанический сад, книги У. Э. Б. Дюбуа, Джеймса Болдуина и Франца Фанона, ряд фильмов — «Рокки IV», «Манхэттен» Вуди Аллена, «8 1/2» Феллини и «В нашем дворе» Оскара Мишо (немой фильм 1920 года, которому инсталляция Джонсона обязана также своим названием). Вместе эти разнородные компоненты образуют своего рода поток сознания, открывающий различные точки зрения на культурные символы и артефакты. Преодолевая расхожие клише класса, нации и расы, скульптура предлагает зрителю довериться своей интуиции и ощущению родства.

Инсталляция «В нашем дворе» начала сооружаться за две недели до открытия — на протяжении этого времени посетители наблюдали за ходом работы. С момента открытия внутри инсталляции ежедневно демонстрируется одиннадцатичасовая видеопроекция, созданная Джонсоном. В сентябре 2016 года выйдет книга на английском языке, посвященная истории проекта.

Проект реализован при поддержке галереи Hauser & Wirth.

Рашид Джонсон родился в Чикаго в 1977 году. Его мать — профессор африканской истории, а отец — радиоэнтузиаст и владелец небольшой компании радиоэлектроники. «Я рос между лабораторией отца и библиотекой матери», — говорит Джонсон. Эти два полюса оказали решающее влияние на его формирование.

Джонсон получил степень бакалавра искусств в Колумбийском колледже Чикаго (2000) и магистра изящных искусств в Художественной школе Чикагского университета (2004). В мае 2001 года он принял участие в важной групповой выставке «Фристайл» в Музее «Студия» в Гарлеме (куратор Тельма Голден), которая внедрила понятие «post-black», описывающее творчество нового поколения художников. Это был выставочный дебют Джонсона. Однако его первая персональная выставка (в галерее Николь Клэгсбрун) прошла только в 2008 году, через три года после его окончательного переезда в Нью-Йорк. С тех пор слава Джонсона растет; его выставки проходят в ведущих музеях США и других стран. Среди них Венецианская биеннале (2011); групповая выставка в Музее современного искусства Чикаго, Художественном музее Майами, Художественном музее Хай в Атланте и Художественном музее Кемпер в Сент-Луисе (2012); а также большие персональные выставки в Галерее Южного Лондона (2012), арт-центре «Болрум» в Марфе, Техас (2013), Музее современного искусства Денвера (2014) и Центре рисунка в Нью-Йорке (2015).

Его работы хранятся в собраниях Музея современного искусства (Нью-Йорк), Музея Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк), Музея американского искусства Уитни (Нью-Йорк), Музея современного искусства (Чикаго), Чикагского художественного института, Художественного музея Хай (Атланта), Художественного музея Майами и др.

Подробнее: garagemca.org

Выставка Мауро Рестиффа «Постсоветская Россия. 1995/2015»

7 апреля – 26 июня 2016

Западная галерея Музея «Гараж»

Бразильский художник Мауро Рестифф представит две серии черно-белых фотографий, снятых в России с разницей в двадцать лет: первая — в 1995 году, вторая — в 2015-м.

Фотоочерк о Москве и Петербурге выявляет особенности и схожие черты внутри постсоветского пространства в двух разных точках его развития, подчеркивая ощущение безвременности эпохи. Проект продолжает многолетнее исследование Рестиффа, посвященное взаимодействию архитектуры и урбанистической среды. Фокусируя свое внимание на различных интерьерах, зданиях и городских пейзажах, художник наблюдает за происходящим в условном городе, который парадоксальным образом выступает своего рода капсулой времени.

Новый цикл работ, выполненный по заказу Музея «Гараж», создавался художником на протяжении последних двух лет. Рестифф был приглашен вести фотографическую летопись реконструкции нового здания Музея — павильона «Времена года», построенного в Парке Горького в 1968 году. Метод, который использовал архитектор Рем Колхас для модернизации оригинальной советской постройки и превращения ее в современное музейное здание при сохранении ее отдельных элементов, перекликается с сюжетами и методами работы фотографа. В итоге процесс реконструкции здания стал для Рестиффа метафорой его новой встречи с культурой, оказавшей на него решающее влияние в 1990-е, в период его формирования как художника.

Ранние снимки Рестиффа, ждавшие почти 20 лет, прежде чем быть представленными публике, демонстрируют глубоко личные переживания автора от знакомств с людьми, ощущения города и пронизаны духом первых эстетических экспериментов, которые в дальнейшем повлияют на все творчество фотографа. Эти работы обнаруживают зарождающийся интерес художника к модернистской архитектуре и к взаимодействию между людьми, вещами и искусством в городской среде.

На выставке «Постсоветская Россия. 1995/2015» работы из каждой серии будут показаны рядом друг с другом, и результатом такого сопоставления станут неожиданные поэтические ассоциации, связывающие сюжеты и эпохи. В обеих сериях акцент ставится на внешне незначительные, казалось бы, лишенные исторической значимости события, многие из которых отмечены завораживающим смешением прошлого и настоящего, эффект от которого усиливается за счет использования черно-белой фотографии. Впечатление, которое оставляет этот фотографический «атлас» пребывания художника в постсоветской России, заключается в обостренном ощущении нашей связи с историей, одновременно приватной и публичной, и в то же время в передаче атмосферы современного мегаполиса.

По случаю первой годовщины переезда Музея «Гараж» в новое здание, к открытию выставки будет выпущен комплект открыток с фотографиями Мауро Рестиффа, на которых можно проследить реконструкцию павильона «Времена года». Открытки можно будет приобрести в книжном магазине. Также будет подготовлено двуязычное онлайн-издание, доступное на сайте Музея. В него войдут тексты кураторов и критиков о творчестве Мауро Рестиффа.

Куратор выставки — Снежана Кръстева, Музей «Гараж».

Дизайн экспозиции разработан совместно с архитектором Мартином Коруллоном (METRO Arquitetos Associados).

Организаторы выставки благодарят за поддержку Galeria Fortes Vilaça и Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО.

Мауро Рестифф родился в 1970 году в Сан-Жозе-ду-Риу-Парду, Бразилия. Среди его последних выставок — Триеннале Айти 2016 (Городской художественный музей, Нагоя, Япония, 2016); «Сан-Паулу, вне досягаемости» (персональная; Институт Морейры Саллеса, Рио-де-Жанейро, 2014); «За пределами сверхплощади» (Музей искусств Бронкса, Нью-Йорк, 2014); «Труд» (персональная; Музей современного искусства Университета Сан-Паулу, 2013); «33 панорамы» (Музей современного искусства Сан-Паулу, Сан-Паулу, 2013). Он стипендиат грантовых программ Министерства культуры Бразилии, а также лауреат премии Луиса Комфорта Тиффани (Нью-Йорк, 2001) и премии Конраду Весселя (Сан-Паулу, 2013). Живет и работает в Сан-Паулу.

Подробнее: garagemca.org

Выставка Тарин Саймон «Исследование в действии / сценография власти»

17 марта – 22 мая 2016

Музей современного искусства «Гараж»

В рамках публичной программы к выставке Тарин Саймон «Исследование в действии / сценография власти» состоится встреча с художницей, в рамках которой она расскажет о появлении и реализации двух фотографических серий: частично показанной на Венецианской биеннале в 2015 году серии «Бумажная работа и воля к капиталу» и начатой в 2006 году и прежде никогда не выставлявшейся целиком серии «Черный квадрат».

Отдельный блок мероприятий будет связан со съемками документального фильма, посвященного проблемам, касающимся атомной энергетики*.

Первая часть фильма была снята в мае 2015 года на ФГУП «Радон» в рамках программы «Полевые исследования» Музея «Гараж». В сотрудничестве с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» художница создала черный куб («Черный квадрат XVII») из остеклованных радиоактивных отходов, внутри которого находится письмо будущим поколениям. Процесс остекловывания был произведен 21 мая 2015 года. В результате радиоактивные отходы превратились в твердую массу, похожую на отполированное черное стекло. В настоящее время «Черный квадрат XVII» помещен в специальное хранилище на территории «Радона» в 72 км к северо-востоку от Москвы, около Сергиева Посада. Он будет находиться там до тех пор, пока радиация не достигнет безопасного уровня для человека и окружающей среды. Приблизительно в 3015 году, через тысячу лет после создания, работа займет свое постоянное место в экспозиции «Гаража».

Если «Черный квадрат XVII» будет выставлен на всеобщее обозрение через много лет, то другая часть этого проекта, документальный фильм, будет создаваться в ближайшее время на глазах у посетителей выставки в «Гараже».

В течение восьми недель работы выставки в специально созданном пространстве съемочного павильона будут проходить лекции, беседы, групповые обсуждения социальных, культурных и политических явлений, так или иначе связанных с атомной энергетикой: проблемы хранения и утилизации атомных отходов, техногенные катастрофы новейшего времени и многое другое.

Саймон говорит о необычности метода создания этой работы: «Многие части фильма сняты командой доверенных лиц в соответствии с моими инструкциями в местах, куда я как иностранка не могла попасть. Другие эпизоды связаны с теми областями атомной энергетики, которые в принципе для меня закрыты. Все это вызывает известный психологический дискомфорт: в каком-то смысле авторство фильма, права на него и рассказанная в нем история принадлежат всем и каждому — подобно самому объекту». Работа над фильмом завершится в сентябре 2017 года.

* Музей «Гараж» оказывает техническое содействие при создании автором фильма.

Подробнее: garagemca.org

Комментарии
Комментарии