Уникальный музей обуви на Ривьера дель Брента

От обуви венецианских дожей до туфлей Dior и YSL: об уникальном в своем роде музее обуви — Museo Rossimoda della Calzatura.
Уникальный музей обуви на Ривьера дель Брента

Автор: Юлия Малкова

Любите ли вы итальянскую обувь? Если ответ утвердительный (а каким еще он может быть?), то в следующий раз во время поездки в Венецию покиньте на один день столицу региона Венето и отправляйтесь на Ривьеру дель Брента, в городок Стра, ведь там на вилле Фоскарини Росси (Foscarini Rossi) с 1995 года открыт уникальный в своем роде музей обуви — Museo Rossimoda della Calzatura.

Ривьера дель Брента — участок реки Брента, соединяющий Падую с Венецией. Любопытна тем, что в период с шестнадцатого по восемнадцатый век богатые венецианские аристократы построили здесь около ста роскошных вилл, которые по своей сути были летними загородными усадьбами влиятельных семейств Светлейшей республики. Добраться сюда можно с помощью буркьелло (burchiello) — круизного кораблика, что курсирует по реке Брента между Венецией и Падуей, а если у вас — морская болезнь, то на автомобиле или туристическом автобусе по автостраде А4.

Однако виллы — не единственная достопримечательность Ривьеры дель Брента. Не менее знаменита она и своими обувными мастерскими, которые появились здесь еще в тринадцатом веке. Если обратиться к дошедшим до наших дней документам, то гильдия обувных мастеров была официально зарегистрирована на Ривьере дель Брента в 1268 году, однако, судя по всему, традиции обувного дела здесь еще более древние. Например, известно, что в 1260 году тут возникла школа обувного мастера Калегери, кстати, ее символ красуется на логотипе Politecnico Calzaturiero — учебного заведения, открытого на Ривьере дель Брента в 1923 году, где уже современных студентов обучают всем секретам изготовления итальянской обуви.

Удивителен и тот факт, что после завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году, обувные мастерские на Ривьере дель Брента не только не прекратили свое существования, но даже стали получать еще больше заказов. Дело в том, что после распада Венецианской республики многие богатые аристократы и ремесленники поспешили убраться из столицы, но далеко не убежали, а осели неподалеку — на берегах реки Брента.

Словом, возникновение здесь музея обуви — более, чем логично. Исторической обуви в Museo Rossimoda della Calzatura уделен один зал. Из примечательных экспонатов — венецианские туфельки периода с 1700 по 1800 гг, особенно любопытна модель slap-sole shoes с отдельной подошвой для защиты каблука. Изначально туфли этого типа были мужскими, а создали их для верховой езды.

Тут все дело в каблуке — он удерживал ногу в стремени, правда, при спешивании каблук часто проваливался в землю, и, чтобы это не происходило, обувные мастера додумались надевать на каблук дополнительную подошву, которая постукивала при ходьбе. Что же касается материалов, то в то время, обувь шили не только из кожи или замши, но и из парчи, шелка и даже меха.

В историческом зале также можно наблюдать старинную обувь народов мира: лапти — не русские, а финские, древнеримские сандалии, особенность которых в том, что они выполнены из единого куска кожи, а также туфли-платформы венецианских дам. Эти конструкции крепились к ступне с помощью лент, и чем выше было социальное положение сеньоры, тем выше должно было быть положение ее фигуры. Выше, в данном случае, — буквально, говорят, особо знатные дамы носили обувь на платформе высотой в 1,5 метра. Конечно, самостоятельно на подобных ходулях сеньоры передвигаться не могли, и слуги вели их под руки, зато дамы не просто возвышались над окружением, а, можно сказать, доминировали над толпой.

Еще занятный нюанс — хотя до девятнадцатого века главными клиентами местных обувных мастерских были венецианские аристократы, ремесленники Бренты изготавливали обувь и на экспорт, например, именно здесь заказывал туфельки для Екатерины Первой сам Петр Первый.

Впрочем, основная часть экспозиции музея посвящена современности, точнее деятельности компании Rossimoda с 60-х годов прошлого века и по сей день. Про Rossimoda большинство россиянок ничего не слышало, зато с плодами трудов этой итальянской компании знакома не понаслышке. Тут дело вот в чем. Компания Rossimoda была основана на Ривьере дель Брента в 1947 году сеньором Нарчизо Росси, до 50-х годов прошлого века она была просто еще одной фабрикой по производству обуви, но в 1956-ом году компанию возглавил сын ее основателя — Луиджино Росси. Он решил, что отныне Rossimoda начнет выпускать туфли для самых известных модных домов в мире, так сказать, без всяких компромиссов. Сказано — сделано. Уже в 1960 году Луиджино Росси познакомился и подружился с одним из самых известных французских дизайнеров обуви — Вивье Роже, который в то время работал на Кристиана Диора, и вскоре компания Rossimoda запустила производство обуви по эскизам Роже для коллекций Christian Dior Haute Couture.

Во время работы с Диором Вивье Роже неустанно экспериментировал с материалами и формой каблука, кстати, считается, что именно он изобрел каблук-шпильку и современные версии туфель-муль. Вивье и по сей день называют «обувным Фрагонаром», а его творения – «обувью Фаберже», но мало кто знает, что смелые и нетривиальные идеи Роже навряд ли воплотились бы в жизнь без помощи Луиджино Росси. Сотрудничество Dior c Rossimoda длилось три года, большая часть обуви для коллекций haute couture изготавливалась поштучно, так что сегодня эту обувь можно увидеть лишь в частных коллекциях, ну, или в музее на Ривьере дель Брента — тут ей отведен отдельный корнер.

В 1963 году Вивьен Роже покинул модный дом Диор и начал работать с Ив Сен-Лораном. Угадайте, кому модный дуэт доверил изготовление обуви по своим эскизам? Конечно, Луиджино Росси. Совместно они выпустили, например, наделавшие много шума мушкетерские ботфорты, а еще туфли с каблуками виде драгоценных шариков, созданные специально для Марлен Дитрих. Кстати, туфли для Марлен Дитрих позже неоднократно переиздавались в обувных коллекциях YSL, а модель туфель Pilgrim, придуманная Роже Вивье и Ив Сен-Лораном для образа героини Катрин Денев в фильме Луиса Бюнуэла «Дневная красавица», и вовсе стала вечной классикой жанра. Опять же, выпущены туфли Pilgrim были компанией Rossimoda, и сегодня они красуются на самом почетном месте в зале YSL. Сотрудничеству Rossimoda с YSL в музее обуви отведено два зала, столько же выставочного пространства — коллаборации с Givenchy. Юбер де Живанши обратил внимание на Rossimoda в 70-х, первую совместную обувную коллекцию с Луиджино Росси мэтр французской моды выпустил в 1973 году, и взаимовыгодное партнерство продлилось без малого 10 лет. За это время, кстати, компания Rossimoda неоднократно делала на заказ и обувь для любимой клиентки Юбера де Живанши — Одри Хепберн. Между прочим, в 2000 году французский модный дом вернулся на Ривьеру дель Брента, и по сей день вся обувь Givenchy выпускается только здесь.

Если в 60-х и середине 70-х главными клиентами Rossimoda были французские дизайнеры, в числе которых значился и Эмануэль Унгаро, то в 90-е годы на фабрику Луиджино Росси обратили внимание и американцы. Первым американским брендом, решившим выпускать свою обувь здесь, стала марка Anna Klein Room, а чуть позже Rossimoda уже начала создавать обувь для Calvin Klein и Веры Вонг. Кстати, в туфлях от Vera Wang, созданных по эксклюзивному дизайну как раз на Ривьере дель Брента, вышла замуж сама Шэрон Стоун. Еще экземпляр музея, связанный с именем Шэрон Стоун, — золотые босоножки от DKNY, которые актриса носила в фильме «Основной Инстинкт 2». Как мы помним, кинокритики восприняли картину в штыки, зато и модные критики, и простые зрители от костюмов и обуви антагонистки Кэтрин Тримейл были в полном восторге.

Впрочем, европейские гиганты мира моды о Луиджино Росси тоже не забывали. Например, в 1991 компания начала сотрудничать с самим Карлом Лагерфельдом, и до 2001 года обувь из его коллекций для модного дома Fendi делали именно здесь. Кстати, именно босоножки Fendi на платформе с каблуком в виде заточенной шпильки — любимый экспонат дочери Луиджино Росси, Кристины Росси, которая сегодня руководит музеем обуви. По словам Кристины Росси, в необычных босоножках от Fendi ходить легко и приятно, ведь нетривиальная конструкция платформы была разработана инженерами фабрики ее отца специально под эту модель.

Правда, с условием, что вес дамы, решившейся пройтись в необычных босоножках, не превышает 60 килограмм. Самой Кристине в босоножках Fendi — удобно, ведь она — девушка хрупкого телосложения. Еще один любопытный момент, хотя Rossimoda всегда делала только женскую обувь, однажды фабрика, можно сказать, на спор создала мужские ботинки. Причем, ботинки для автомобильного концерна Porsche. Кристина Росси говорит, что все началось с шутки, просто Фердинанд Порше во время показа Yves Saint Laurent разговорился с ее отцом и поинтересовался, а могут ли они сделать ботинки для вождения автомобиля, причем такие, чтобы их форма напоминала дизайн Porsche, а подошва — шины Pirelli. Вызов был принят, и шутка обернулась плодотворным 23-летним сотрудничеством, ботинки Porsche фабрика Rossimoda выпускала с 1978 по 2001 год.

Есть в музее и модели, показанные на Неделях моды, но в серийное производство не запущенные, например, босоножки на тонком каблуке с металлической гайкой для большого пальца из коллекции Celine весна-лето 2011. Модель показали на Неделе моды в Париже, но в массовое производство запускать не стали, потому что, как выяснилось, в ней не то, что ходить, но и стоять невозможно, зато опытный образец можно увидеть в музее на Ривьере дель Брента.

Другое дело — ставшие хитом лета 2006 года балетки в виде мышек Marc by Marc Jacobs — вот отличный пример стильной и удобной обуви. Их тоже сделали на фабрике Rossimoda и до сих пор продолжают выпускать в различных вариациях, в том числе, и из каучука, а компанию «балеткам-мышкам» сегодня составляют женские слипоны с мордочками кошек и собак тоже Marc by Marc Jacobs. Всего в залах музея представлено более 1700 моделей обуви, и коллекция постоянно пополняется, ведь с 2001 года компания Rossimoda стала частью модного концерна LVMH. Сегодня на ее фабрике на Ривьере дель Брента выпускается обувь Emilio Pucci, DKNY, Kenzo, Givenchy, Celine, Loewe, Marc by Marc Jacobs и даже Christian Lacroix. Да, под брендом Christian Lacroix до сих пор выпускается обувь, правда, по большей части модели по эскизам экстравагантного дизайнера предназначены не для реальной жизни, а для театральных постановок, и, если шансы увидеть на улице туфли от Christian Lacroix практически равны нулю, то в музее обуви творения Лакруа можно разглядеть во всех деталях.

Открыт музей ежедневно, рабочие часы: пн-чт 9.00-13.00/14.00-18.00, пятница 9.00-13.00/14.00-17.00; по субботам, воскресениям и праздничным дням музей открыт с 14.30 до 18.00, стоимость входного билета для взрослых — 7 евро. Важный совет: мужей и бойфрендов оставьте где-нибудь в баре, ведь музей обуви — сугубо женское развлечение, представителям сильной половины человечества здесь, скорее всего, будет неинтересно. Сайт музея обуви Museo Rossimoda della Calzatura: http://www.museodellacalzatura.it/.

Источник: trip-point.ru

Комментарии
Комментарии