Ассизи — родина Святого Франциска

Ассизи – небольшой городок в регионе Умбрия, который еще называют «зеленым сердцем Италии». К сожалению, он редко входит в классические туристические маршруты.
Ассизи — родина Святого Франциска

Если вы всерьез интересуетесь историей искусств, то пропустить Ассизи и обойти стороной грандиозную городскую базилику Святого Франциска, которая представляет собой настоящий концентрат шедевров итальянской живописи в одном месте — настоящее преступление.

Ведь в базилике Святого Франциска, словно в сказочном ларе, собраны драгоценные фрески величайших итальянских художников – Чимабуэ, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти и, конечно, Джотто. Одного дня для посещения Ассизи, безусловно, мало, но если очень постараться, то можно успеть увидеть самое главное.

Ассизи находится в провинции города Перуджа и средневековый центр города – один из наиболее хорошо сохранившихся в Италии. Одних живописных улочек и средневековых стен из розоватого камня уже вполне достаточно для того, чтобы отправиться в Ассизи. Кстати, прогулка по городу — настоящая альтернатива зарядке на свежем воздухе, ведь ходить вы будете по извивающимся переулкам, стремящимся в гору или с горы, в зависимости от того, с какой точки вы начнете ваш пеший маршрут. Город окружен отлогими холмами, а зеленые леса, окружающие Ассизи, сохранились с незапамятных времен. Мало того, цветы и травы пробиваются здесь между камней стен и мостовых, так что, получается, что в Ассизи природа и город слиты в единое целое. Вообще, считается, что Умбрия – регион, подвергшийся минимальному воздействию со стороны человека, так что тут шедевры итальянских мастеров соседствуют с практически девственной природой.

Зеленые холмы, окружающие город, излучают настолько удивительное спокойствие, что у путешественников, отправившихся в Ассизи, невольно может возникнуть чувство, что они потерялись во времени. Вернуться в действительность помогут многочисленные городские лавочки, доверху набитые сладостями и гастрономическими специалитетами региона Умбрия – оливковым маслом, колбасами, бобовыми и вкуснейшими трюфелями.

К сожалению, если у вас на посещение города отведен всего лишь один день, то для того, чтобы осталось время на осмотр сокровищ культуры, перед гастрономическими соблазнами придется устоять. Зато, если времени хоть отбавляй, то можно выпить кофе на центральной площади, выбрать сувенир и внимательно изучить все произведения народных промыслов, что встречаются в местных магазинчиках: от умбрских тканей до керамики, а потом отправиться неспешно обедать в местный ресторан.

Город был основан в римскую эпоху, но о его расцвет пришелся на момент возведения за городскими стенами базилики Святого Франциска, когда Ассизи уже полностью сформировался. Базилика, как, впрочем, и весь центр города, сложена из розоватого камня с горы Монте-Субазио, у подножия которой и находится Ассизи. Сердце города – площадь Пьяцца дель Комуне (Piazza del Сomune), она была построена в нынешних формах уже в XII веке.

В центре площади возвышается храм Минервы (Tempio di Мinerva), он был возведен в I веке до н.э. Здание храма отлично сохранилось, и за многие столетия оно выполняло самые разные функции: сначала было церковью, затем здесь размещались торговые лавки, городское управление, а в 1456 оно окончательно стало храмом Santa Maria sopra Minerva. Кстати, когда оказываешься внутри храма, невольно дивишься контрасту классических, изрядно изъеденных временем римских колонн и внутреннего барочного убранства.

Дворец народного капитана (Palazzo capitano del popolo) находится слева от храма Минервы, построен в XII веке, но в XIX веке была проведена основательная реконструкция здания. Между прочим, если присмотреться, то на основании башни, можно обнаружить вмурованные меры для определения размеров кирпичей, черепицы и тканей, которые были в ходу в XIII веке.

Есть в городе и целых две крепости — Большая и Малая (Rocca Maggiore e Rocca Minore). Большая крепость красуется на вершине холма, возвышающегося над городом. В 1198 году она была разрушена в ходе народного восстания, но в 1356 крепость восстановили с соблюдением оригинальных форм. Позднее к ней была пристроена многогранная башня (1458 г.) и цилиндрический бастион, примыкающий к входу (1535-1538 гг.), а внутри крепости в 1972 году проходили съемки некоторых сцен фильма Франко Дзеффирелли «Брат солнце, сестра луна» о жизни Святого Франциска (“Fratello sole, sorella luna”).

Подъем к крепости может стать полноценной кардиотренировкой, к тому же, отсюда открывается отличный вид на город, но мы решили приберечь силы для базилики Святого Франциска.

ПО СЛЕДАМ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО

В Ассизи почти всё связано с именем Святого Франциска Ассизского, покровителя Италии, окружающей среды и животных, основателя монашествующего ордена францисканцев. Толпы паломников со всего света отправляются в Умбрию, чтобы увидеть места, где жил и проповедовал этот удивительный Святой. Чтобы в полной мере оценить не только красоту этих мест, но и их историческую ценность, всем гостям Ассизи стоит хотя бы вкратце ознакомиться с житием Святого Франциска (или на итальянский манер – Франческо).

Кстати, кардинал Хорхе Марио Бергольо, которого избрали Папой Римским на конклаве 2013 года, впервые за всю историю папства взял себе имя Франциск как раз в честь Святого Франциска Ассизского — основателя ордена францисканцев. Неудивительно, что в Ассизи изображения Святого Франциска и его символика встречается практически повсеместно.

Святой Франциск Ассизский (San Francesco d’Assisi), урожденный Джованни ди Пьетро Бернардоне (Ассизи, 26 сентября 1182 – Ассизи, 3 октября 1226) – один из самых почитаемых в мире Святых, поэт, основатель нищенствующего ордена, который назван его именем, известен также как «Беднячок из Ассизи». На его могилу ежегодно стекаются сотни тысяч паломников и почитателей, и, благодаря Святому Франциску, город Ассизи считается символом мира.

Жизнь Франциска окутана легендами и поэтическими вымыслами, многие эпизоды описаны в так называемых «Цветочках» (Fioretti), где, благодаря народной фантазии, личность Святого предстает перед нами в удивительно поэтическом свете. Родился Франциск в зажиточной семье, его отец — Пьетро ди Бернардоне -занимался торговлей тканями, которая и принесла семье богатство. Сын при крещении был наречен именем Джованни (как Иоанн Креститель), а состоялось крещение в соборе, который был возведен в честь покровителя города Ассизи -епископа и мученика Святого Руфино. Обязательно дойдите до собора по крутой улочке, чтобы полюбоваться на изысканные детали фасада, и не забудьте приглядеться к четырем фигурам вокруг центральной розы – это символы апостолов-Евангелистов.

Впоследствии отец решил поменять имя сына на необычное по тем временам «Франциск», что в переводе означает «французский». А столь нетривиальное решение — переименовать собственного сына — объясняется очень просто, дело в том, что именно торговля с Францией принесла Пьетро ди Бернардоне богатство и успех.

Родной дом Святого Франциска находится в самом центре города, его легко отыскать в одном из переулков, прилегающих к центральной площади. Пройдя от Новой Церкви (Chiesa Nuova) налево, можно увидеть текстильную лавку, которая была магазином и заодно складом тканей. Отец Франциска привозил их из Прованса, а затем продавал на всей территории герцогства Сполето, в которое в те времена входил город Ассизи.

О детстве и юности Святого известно мало. В 14 лет он начал заниматься торговлей вместе с отцом. Как и все состоятельные юноши, Франциск часто проводил время на веселых праздниках в компании друзей, также мы знаем, что он принял участие в войне между Ассизи и Перуджей, был взят в плен, перенес тяжелую болезнь, а затем был отпущен благодаря залогу, уплаченному отцом. Однако плен и болезнь оставили след в жизни молодого человека, и с этого момента начался его путь к обращению. Франциск проводил много времени в поместье отца, и окружающая природа пробудила в нем бесконечную любовь во всему живому. В «Золотой Легенде» Якова Ворагинского рассказывается, что Франциск убирал с тропинки червей, чтобы не раздавить их, кормил пчел, чтобы они легче пережили зиму, освобождал кроликов из капканов, цикада садилась на его ладонь и пела, когда он просил её об этом. Природный мистицизм, пронизывающий «Песнь о созданиях Божиих» (Cantico delle creature), разлит буквально в каждой строчке произведения.

В 1205 году произошло удивительное событие. Когда Франциск молился в церкви Святого Дамиана, по его словам, с ним заговорило распятие, которое три раза произнесло фразу: «Франческо, иди и восстанови мою церковь, которая, как видишь, лежит в руинах». Событие стало переломным моментом в жизни Франциска, он раздал всё свое имущество, продал лошадь и отдал полученные деньги священнику церкви Святого Дамиана — на восстановление. Однако поначалу слова распятия он понял слишком буквально, лишь позже он осознал, что речь идет о Церкви Христовой. Кстати, тот самый крест и сегодня можно увидеть в церкви Святой Клары в Ассизи — еще одной городской базилике.

Франциск долго скрывался от гнева отца в окрестных пещерах (ведь он выбросил на ветер большие деньги), а когда вернулся домой, отец избил его и запер в крохотной келье, надеясь вернуть сына на путь истинный. Но, когда отца не было дома, мать выпустила Франциска, и он навсегда покинул родительский дом.

После этого Франциск отказался от земных благ и начал вести отшельнический образ жизни. Он провел два года в окрестностях Ассизи, занимаясь не только молитвами, но и починкой церквей, для чего выпрашивал камни. Если раньше он щеголял в роскошных одеждах, то теперь стал носить коричневую рясу из грубой шерсти, подпоясанную веревкой. Кстати, в церкви Святой Клары — последовательницы Святого Франциска — можно увидеть одежды самого Святого Франциска и Святой Клары.

Базилика Святой Клары — вторая по величине церковь города после базилики Святого Франциска, ее строительство началось в 1257 году. С 1260 года здесь находятся мощи Святой Клары — основательницы ордена клариссок, а посетить церковь стоит хотя бы ради того, чтобы полюбоваться на исполинские контрфорсы, поддерживающие ее стены.

Наверное, одна из самых известных легенд о Святом Франциске – проповедь птицам. Вот как рассказывается о ней в одном из житий. «И вот, идя своей дорогой, Святой Франциск поднял глаза и увидел дерево, на котором расселось великое множество птиц. Весьма удивленный, он сказал своим спутникам: «Подождите меня здесь. Я пойду и буду проповедовать моим сестричкам птицам». Выйдя на поле, он начал проповедовать птицам, а те сидели на земле. И все птицы, бывшие на деревьях, расселись вокруг него и слушали, пока Святой Франциск проповедовал им. И не улетели, пока он не дал им своего благословения. И Брат Массео позже рассказывал Брату Иакову из Массы, что Святой Франциск ходил между ними и даже касался их полами своего облачения, и ни одна из них не улетела. Суть проповеди была такова: «Мои сестрички птицы, вы принадлежите Господу, вашему Создателю, и вы должны воспевать Ему хвалу всегда и везде, ибо Он дал вам свободу летать повсюду. И хотя вы не ткете и не шьете, Он дает вам вдвое и втрое, одевая вас и ваших деток. Две породы из всех вас Он послал в Ковчег Ноев, дабы вы не исчезли из мира. Кроме того Он питает вас, хоть вы никогда не сеете и не пашете. Он дал вам источники и реки, дабы утолить вашу жажду, горы и долины, дабы было вам убежище, и деревья, на которых вы строите гнезда ваши. Ибо ваш Создатель очень любит вас, одаряя столь щедро. Опасайтесь, сестрички мои, греха неблагодарности и всегда стремитесь воздавать хвалу Богу».

Когда он сказал эти слова, все птицы открыли клювы, вытянули шеи, раскрыли крылья и склонили головы к земле, стремясь своими движениями и пением выразить Святому Франциску свою радость. И Святой возрадовался вместе с ними. Он был удивлен, видя такое множество птиц, и очарован их разнообразной красотой, их вниманием и доброжелательностью, за что и возблагодарил Создателя. Закончив проповедь, Святой Франциск совершил крестное знамение и дозволил птицам улететь. И все птицы взмыли в воздух, сладостно распевая. И следуя крестному знамению, сотворенному Святым Франциском, они разделились на четыре стаи. Одна полетела на восток, другая отправилась на запад, третья на юг, а четвертая на север. Каждая стая в полете пела чудесные песни».

На том самом месте, где произошло это чудесное событие, точнее, на древней дороге недалеко от Ассизи, соединявшей замок Каннара с замком Беванья, и сегодня можно увидеть памятный камень. Он находится в местечке Пьандарка (Piandarca, Comune di Cannara), и на нем часто сидят голуби, видимо, дальние родственники тех самых птичек.

Как вы уже догадались, главной достопримечательностью Ассизи по праву считается монастырский комплекс Святого Франциска – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО ФРАНЦИСКА

Строительство базилики началось в 1228 году, то есть, через два года после смерти Святого, комплекс включает в себя однонефную Нижнюю церковь, где вы можете увидеть потрясающие фрески Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти, Чимабуэ и художников школы Джотто, крипту, созданную в 1318 году, где в раке покоится тело Святого Франциска, а также однонефную Верхнюю церковь украшенную фресками Чимабуэ и Джотто.

Если вы увлекаетесь искусством, то на осмотр потребуется как минимум два часа, а для того, чтобы сделать классическую фотографию базилики, достаточно дойти по крутому переулку СантАндреа (Sant’Andrea), ответвляющемуся от виа Сан Франческо, до маленькой церквушки Святой Маргариты (Santa Margherita). Именно с площадки перед церковью открывается лучший вид на базилику, а особенно она красива на утренней заре и в лучах заходящего солнца.

Когда зайдете в Нижнюю церковь, не пропустите капеллу Святого Мартина, если бросить монету в два евро в специальный автомат, можно на несколько минут выхватить из полумрака утонченные фрески Симоне Мартини, а заодно прослушать с помощью аудиогида рассказ об истории их создания и объяснение некоторых деталей.

Капелла Святой Магдалины украшена сценами из жизни Марии Магдалины работы Джотто. На четырех частях свода изображены Лазарь в белых одеждах, Магдалина, узнаваемая по красной одежде, Святая Марта и Иисус Христос.

Над украшением помещения пресбитерия трудилась целая плеяда выдающихся художников. На сводах на золотом фоне мастера школы Джотто изобразили аллегорические сцены, связанные с францисканскими добродетелями.

Левый трансепт украшен фресками Пьетро Лоренцетти, вы без труда узнаете сцены входа Господня в Иерусалим, Тайной вечери, омовения ног, ареста, бичевания и распятия Христа, снятия с креста и положения во гроб. В капелле Иоанна Крестителя (Сappella di San Giovanni Battista) находится красивейшее изображение Мадонны с младенцем между Иоанном Крестителем и Святым Франциском работы Пьетро Лоренцетти.

В правом трансепте находятся фрески школы Джотто, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти и Чимабуэ. Стиль Джотто достаточно узнаваем, особенно, в сценах, иллюстрирующих детство Иисуса и жизнь Святого Франциска, но интересно сравнить его с работой учителя Джотто – Чимабуэ — Мадонна с Младенцем с ангелами и Святым Франциском. Вероятно, это первое произведение Чимабуэ в базилике, последующие вмешательства и дорисовки изменили изображение, но в целом композиция осталась прежней. Особенно сильно изменена фигура Святого Франциска, предполагается, что изначально слева от Мадонны был изображен еще один святой францисканец — для создания композиционного равновесия.

В Верхней базилике можно бесконечно разглядывать фрески, иллюстрирующие жизнь Святого Франциска, а также сцены из Нового и Ветхого Завета. Здесь хорошо видны и следы землетрясения 1997 года, разрушившего свод над входом и перед трансептом. Свод удалось частично восстановить, но многие элементы были безвозвратно утрачены. Помимо уже упомянутой проповеди птицам, можно увидеть Святого Франциско на огненной колеснице в небе (образ, очевидно, отсылает к изображениям пророка Илии). Кто знает, видел ли Петров-Водкин этих красных коней.

Еще один известнейший эпизод из жизни Святого – получение стигматов. По преданию, Святой Франциск получил стигматы от пяти лучей света, исходящих от шестикрылого серафима, который явился ему в видении. Лучи пронзили кисти рук и стопы, а также ребра Святого Франциска, оставив на них знаки страстей Христа.

В Верхней церкви следует обратить внимание на два почти одинаковых распятия, созданных Чимабуэ — они находятся в левом и правом трансепте Верхней церкви. Левая фреска особенно интересна, поскольку напоминает негатив фотографии. Это связано с тем, что художник использовал белила для выделения наиболее светлых частей картины, со временем свинцовые белила окислились и оригинальные цвета исчезли, сделав фреску похожей на рентгеновский снимок.

Подобная судьба постигла все фрески Чимабуэ в Верхней церкви Ассизи, поэтому нам остается лишь догадываться, как выглядела эта грандиозная (3,5 х 7 метра) композиция изначально.

САНКТУАРИЙ АССИЗИ И ЦЕРКОВЬ САНТА-МАРИЯ-ДЕЛЬИ-АНДЖЕЛИ

Если останутся время и силы, можно посетить еще два места, связанные со Святым Франциском. Эремо делле Карчери (итал. L’Eremo delle Carceri) – санктуарий, расположенный на высоте 791 метр над уровнем моря на склоне горы Субазио, что в 4 км от Ассизи. Основан на месте горного скита, куда удалялись для молитвы Святой Франциск Ассизский и его сподвижники.

Это пещеры природного происхождения, окруженные со всех сторон каменными дубами (Quercus ilex L.), и с раннехристианских времен они использовались отшельниками в качестве пристанища. Название места «Carceri» неспроста созвучно слову «карцер», дело в том, что оба слова происходят от латинского «de carceribus», и по аналогии с тюремными темницами слово «carceri» стали использовать для обозначения лачуг, в которых отшельники вдали от мира вели аскетический образ жизни. Санктуарий «Карчери» возник вокруг пещеры Святого Франциска, в которую он стал удаляться на молитву в 1205—1206 годах, и сегодня это одно из самых популярных мест для посещения паломниками.

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели построена в период с 1569 по 1679 год по проекту Галеаццо Алесси, располагается она у подножия холма в Ассизи. Исполинское для своего времени здание было воздвигнуто по указанию Папы Пия V вокруг священной для францисканцев часовни Порциункула, которая и сейчас находится внутри базилики.

В XIII веке часовня Порциункула была пристанищем Святого Франциска, и именно здесь он осознал своё подвижническое предназначение. Над фасадом часовни возвышается статуя Девы Марии высотой 7,5 метров, выполненная из позолоченной бронзы. Наряду с другими францисканскими святынями базилика Санта-Мария-дельи-Анджели находится под охраной ЮНЕСКО и признана объектом Всемирного наследия человечества.

Здесь тоже можно увидеть нечто любопытное – розарий с шиповником без шипов. По легенде Святой Франциск бросился обнаженным в куст шиповника, чтобы избежать дьявольского искушения, а шиповник, дабы не поранить Святого, отбросил шипы. Если выйдете через правый неф церкви во внутренний дворик, то сможете полюбоваться на этот удивительный сорт шиповника, который называется Rosa Canina Assisiensis.

Источник: trip-point.ru

Комментарии
Комментарии