Как получать образование в московском метро

Что сделало столичную подземку культурной и просветительской площадкой.
Как получать образование в московском метро

Московское метро заслуженно называют одним из самых красивых в мире. Вдобавок к этому из столичной подземки уже не первый год пытаются делать полноценную просветительскую площадку. Фотогалереи, концертные площадки, занятия по йоге, шоу-представления — многое из этого уже сейчас доступно горожанам. «Мел» собрал все самые интересные культурные и образовательные проекты московского метро.

Искусство

В этом году метрополитен взялся за популяризацию русского искусства. Именно так объясняют в Департаменте транспорта Москвы запуск нового художественного проекта «Интенсив ХХ век», в рамках которого появится тематический поезд с репродукциями картин, представленных в Третьяковской галерее. Пассажиры смогут увидеть изображения работ таких художников, как Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Эрик Булатов, Аристарх Лентулов и многих других. Внутренние стены вагонов украсят дидактическими материалами, из которых можно будет узнать интересные факты из жизни живописцев.

К сентябрю 2016 года вестибюли, платформы и переходы станций «Парк культуры» будут оформлены художественной росписью.

Впрочем, уже много лет метрополитен обновляет экспозиции на двух своих основных выставочных площадках. На одной из них на станции «Воробьёвы горы» в течение следующих шести месяцев будет проходить выставка «Золото наших побед», которая посвящена достижениям советских и российских спортсменов.

Галерея «Метро» на станции «Выставочная» работает с 2005 года, за это время там сменилась не одна экспозиция. Одни были менее, другие более удачными, но в любом случае возможность посмотреть фотовыставку многим пассажирам кажется более привлекательной, чем десятиминутное ожидание поезда.

Сейчас в галерее проходит выставка фотографий двух редчайших диких кошек: амурского тигра и дальневосточного леопарда. Как заявляют организаторы, она призвана обратить внимание на проблему сохранения редких видов животных и мест их обитания. Фотовыставка продлится до конца июня, вход свободный.

Предыдущий аналогичный проект метрополитена по привлечению внимания к проблеме вымирания диких животных — тематический поезд «Полосатый экспресс», курсирующий по Люблинско-Дмитровской линии с конца сентября прошлого года. Вероятно, он самый яркий и экстравагантный из всех московских подвижных составов: почти все внутреннее пространство его вагонов оформлено картинами флоры и фауны Дальнего Востока, большое внимание уделено амурскому тигру и дальневосточному леопарду.

У метрополитена есть ещё одна галерея «Атриум». Правда, она находится не в самой подземке, а в инженерном корпусе управления метро на улице Гиляровского. И выставки там проходят нечасто: последняя из них, «Москва прифронтовая», длилась два месяца и закончилась в середине апреля.

Но чтобы насладиться искусством в метро, необязательно куда-то ехать: на Арбатско-Покровской линии поезд-галерея сам за вами приедет, главное — знать его расписание, которое можно без труда найти в интернете.

В поезде выставлялись многие избранные работы из коллекций крупнейших российских музеев, например, полотна Михаила Врубеля, Казимира Малевича, Ивана Айвазовского, Ильи Репина и многих других. Экспозиции меняют раз в полгода-год, новая выставка состоит из работ педагогов Строгановской школы, выполненных в жанрах натюрморт, портрет и пейзаж.

Ещё один арт-поезд на этой ветке называется «Краски метро». Внутри он мало чем отличается от остальных подвижных составов, зато снаружи — самый настоящий паровозик из Ромашкова, который будет курсировать по линии до мая 2017 года.

Литература

В 2008 году появился первый поезд «Читающая Москва», который до сих пор можно встретить на Каховской линии. Этот подвижной состав стал попыткой московских властей популяризировать литературу, в первую очередь среди детей. На стенах его салонов — изображения литературных персонажей и сцен из известных произведений, отрывки из отечественной и мировой детской литературы.

Второй поезд-библиотека заработал в конце прошлого года, его пустили по Калужско-Рижской линии. В его вагонах можно не только прочесть отрывки и цитаты из произведений, повлиявших на выдающихся людей, но даже бесплатно скачать электронные книги. Кроме того, в вагонах размещены литературные схемы метрополитена, благодаря которым пассажиры могут узнать, какое литературное событие произошло на той или иной станции. А остановки объявляют писатели Дмитрий Глуховский и Татьяна Устинова.

Поезд «Поэзия в метро» курсирует по Филёвской линии. Экспозиция в его вагонах меняется ежегодно.

Начиная с 2010 году пассажиры могли ознакомиться с творчеством чилийских и итальянских поэтов, поэзией Габриэля Гарсиа Маркеса, Владимира Маяковского, Михаила Лермонтова и Сергея Есенина.

С 24 мая этого года материалы в поезде были обновлены, теперь они посвящены творчеству Уильяма Шекспира. При этом часть экспозиции оформлена в классическом стиле, а часть — в современном, с использованием интернет-символов. Так, чувства Макбета, короля Лира, Ромео и Джульетты переданы при помощи пиктограмм и эмодзи. В вагонах можно сфотографироваться на селфи-пойнтах (точках для съёмки портретов) и через специальную интернет-платформу подробнее узнать о драматурге, скачать игру-приложение и принять участие в конкурсах.

История

Всего в московском метро 16 действующих именных поездов. Самый старый из них — «Народный ополченец» — появился в 1988 году на Замоскворецкой линии. Внутри его вагонов размещены материалы о Великой Отечественной войне.

Ещё один «исторический» поезд — «Курская дуга» на Сокольнической линии. В салонах его вагонов можно узнать об участии бронепоезда «Московский метрополитен» в Курской битве. А на Таганско-Краснопресненской линии работает поезд «70 лет Великой Победы», изнутри оформленный фотохроникой, историческими документами, газетными вырезками и плакатами военных лет.

Другая серия подвижных составов уже об истории российских транспортных систем. На Сокольнической линии это состав с материалами о поезде «Красная стрела» и ретропоезд «Сокольники», а на Таганско-Краснопресненской — поезд «80 лет Московскому метро», в котором история метрополитена разбита по десятилетиям на восемь вагонов.

На Серпуховско-Тимирязевской линии можно встретить поезд с материалами об истории МЧС, на Таганско-Краснопресненской — о развитии отечественной космонавтики. В последнем каждый вагон рассказывает маленькую «космическую» историю: о подготовке первого полёта Юрия Гагарина в космос, о конструкторах и учёных, спутниках и космодромах, об исследовании планет Солнечной системы. Впрочем, даже безразличным к космосу стоит прокатиться на этом поезде, хотя бы ради знаменитой фразы Гагарина «Поехали!», звучащей вместо привычного «Осторожно, двери закрываются».

С историей отечественного кинематографа можно познакомиться благодаря четырем тематическим поездам. Правда, лишь один из них, на Кольцевой линии, про советскую и российскую киноиндустрию в целом, с редкими кадрами из фильмов и старыми афишами на стенах вагонов. Остальные три — про киноленты Великой Отечественной.

В июне 2016 года количество тематических поездов увеличится: для маленьких пассажиров появятся сразу три поезда о мультфильмах. Их вагоны будут оформлены изображениями отечественных мультперсонажей, фотографиями и биографиями режиссёров «Союзмультфильма».

Ночь в метро

Последнее время Московский метрополитен реализует так называемые культурно-образовательные программы, в рамках которых прошло несколько мероприятий. Последнее из них, «Ночь иллюзий», прошла в ночь на 29 мая на станции «Сретенский бульвар». Почти 100 человек наблюдали за представлением знаменитых иллюзионистов и узнали об истории жанра иллюзии в СССР и России.

До этого в конце января на станции «Менделеевская» прошла ночная лекция, посвящённая деятельности Николы Теслы. Около 150 человек не только прослушали лекцию о научных достижениях учёного, но и стали свидетелями Тесла-шоу с применением генераторов высокочастотного тока.

Ещё ранее, в ночь на 29 ноября 2015 года, в рамках акции «Ночь йоги в метро» прошёл короткий концерт национальных танцев Индии, после чего более 100 человек занялись йогой в центре зала станции «Новослободская».

Но пока все эти немногие мероприятия — лишь для ограниченного круга лиц. Преимущественно на них присутствуют работники метрополитена и их родственники, блогеры и журналисты, а также немногие везунчики, победившие в розыгрышах пригласительных билетов.

Музыка

До недавнего времени услышать профессиональных музыкантов в метро могли только «избранные». Например, насладиться живьём прошедшим в ночь на 14 мая на станции «Кропоткинская» оперным концертом под аккомпанемент президентского оркестра России смогли лишь 700 счастливчиков, остальным ценителям музыки пришлось довольствоваться онлайн-трансляцией.

Но в этом году московские власти, посмотрев положительный опыт метро Барселоны, Берлина, Лондона, Нью-Йорка, Парижа и других городов, решили приобщить к музыкальному искусству и обычных пассажиров — 25 мая был запущен проект «Музыка в метро».

Музыканты и музыкальные коллективы, прошедшие специальный кастинг, получат право выступать в метро легально на специальных площадках.

Пока таких точек всего три: на станциях «Выставочная», «Маяковская» и «Курская». Проект проводится в тестовом режиме и продлится до 1 сентября 2016 года. Концерты будут проходить во время наименьшего трафика в метрополитене: по будням и выходным с 10.00 до 17.00 и с 20.00 до 22.00. Выступления музыкантов будут бесплатными (с возможностью добровольного пожертвования) и не должны мешать проходу пассажиров. Предпочтение по жанру будет отдаваться инструментальной музыке, и любители тяжёлого рока вряд ли смогут насладиться любимыми композициями.

Дальнейшая судьба проекта будет решена в конце лета. В случае его успеха московские власти надеются увеличить количество площадок. Их планируется разместить в первую очередь в местах с достаточно большим пассажиропотоком или с удобной геолокацией. В будущем они могут появиться ещё на 10 станциях и в нескольких переходах.

Святослав Мурунов,руководитель Центра прикладной урбанистики

Пока Московский метрополитен своей особой культурной роли в жизни города не нащупал: он выполняет утилитарную задачу, перевозит людей, но иногда вспоминает про культуру. Но хотя проекты метро скорее не образовательные, а просвещенческие. Но то, что оно становится культурной площадкой, я оцениваю высоко. Например, за счёт культурных мероприятий человек может компенсировать полученные во время поездки в метро негативные эмоции.

Но дальше встаёт вопрос о качестве реализации проекта. Мне кажется, метрополитен продолжает оставаться закрытой структурой, которая неохотно советуется с экспертами. Как чаще всего это бывает, там не ищут собственных решений, а просто копируют то, что уже опробовано и давно применяется на Западе.

Многие нынешние проекты спроектированы сверху и не учитывают ни временные рамки, ни уместность реализации идеи, ни запросы гражданПритом это подается как культурное облагораживание, культурное развлечение, что немного напрягает.

Культурные проекты метрополитена вызывают одобрительную реакцию общества, и на это выделяются деньги — уже хорошо. Но не очень понятно, зачем все это делается. Это для того, чтобы у метро формировалось лояльное сообщество? Или чтобы лучше сформулировать свои ценности? Или собрать какую-то обратную связь?

Европейский опыт показывает, что метрополитен является частью богатой культуры города. Там он интегрирован в культурную жизнь города намного сильнее, чем у нас. Это связано с тем, что у нашего метро своя культурная политика, в которой очень мало сложных интегрированных программ. Конечно, хотелось бы, чтобы метрополитен больше использовал варианты интерактивных культурных вовлечений, дабы балансировать потоки, дать обратную связь или сформировать какое-то другое восприятие метро. Сейчас во всей этой истории не хватает системности, поэтому пока это всё — лишь пробный эксперимент.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии