Гид с зарплатой 150 000 в месяц

Зачем в наши дни становиться независимым гидом и как зарабатывать в этой профессии по 150 тысяч рублей в месяц.
Гид с зарплатой 150 000 в месяц

Новое поколение независимых гидов — это не жалкого вида пенсионерки, бормочущие себе под нос что-то скучное, а вполне успешные молодые люди, влюбленные в свою работу и получающие за неё приличные деньги. За последние несколько лет они полностью изменили представление о том, что такое городская экскурсия, организуя гастрономические туры и «маршруты на бегу», заводя группы в телестудии, подземные коллекторы и на смотровую площадку Сити. МОСЛЕНТА узнала у создателей курса «Экскурсии как бизнес» онлайн-школы Vector, зачем в наши дни становиться независимым гидом и как зарабатывать в этой профессии по 150 тысяч рублей в месяц.

Обучение

Вслед за курсами, обучающими открывать хостел, создавать новый городской стартап и мобильные приложения, онлайн-школа городских предпринимателей Стрелки Vector запустила курс «Экскурсии как бизнес». Похоже, независимый гид — теперь вполне себе востребованная профессия, позволяющая сочетать образ жизни фрилансера с занятием любимым делом. А экскурсии в наши дни перестали быть просто развлекательными прогулками с образовательной нагрузкой, теперь это ещё и инструмент управления общественным мнением.

График и заработок

В Москве сейчас существуют три сценария трудоустройства для независимого гида, каждый из которых предполагает определенный вариант сочетания рабочего графика и оплаты труда.

Вариант первый — можно быть гидом-фрилансером, работающим на бюро. В проектах «МоскваХод» и «Москва, которой нет», например, таким специалистам платят 3.000-4.000 рублей за экскурсию продолжительностью 1,5-2 часа.

Гидам, работающим с иностранцами, платят в среднем по 700-800 рублей в час: оплата ниже, зато работа стабильнее — групп можно набрать сколько угодно и вести их в любое время в отличие от экскурсий для москвичей, которые проводятся на выходных, а в будние дни — только вечерами. Те, кто ведёт экскурсии в часы, свободные от основной работы, получают таким образом дополнительный доход порядка 30-40 тысяч рублей в месяц, работая гидом пару дней в неделю.

У тех, кто посвящает этой работе больше времени, доходы существенно выше.

«Мои постоянные сотрудники, которые работают в проекте Moscow free tour по 8 часов в день в графике „два через два“, постоянно проводят экскурсии для иностранцев. Зарплаты, ставки у них нет, они получают от туристов suggested donations (добровольные пожертвования), зарабатывая порядка 100-150 тысяч рублей в месяц», — рассказывает Айрат Багаутдинов, эксперт курса «Экскурсии как бизнес», создатель проекта «Москва глазами инженера».

Вариант второй — работать одному, придумав свой уникальный проект, посвящая ему всё свободное время и активно продвигая его в соцсетях. Если идея заслужит внимания у почтенейшей публики — то удастся зарабатывать те же 100-150 тысяч рублей в месяц. Айрат Багаутдинов вспоминает, что именно такие деньги он получил через два-три месяца работы созданного им проекта «Москва глазами инженера». В то время Айрат был единственным его сотрудником и один вёл «инженерные» экскурсии.

Третий вариант — открыть собственный проект, нанять людей и тем самым масштабировать бизнес. Тогда вы будете работать уже не столько гидом, сколько менеджером: искать партнёров, налаживать контакт с турбюро и другими заказчиками, создавать собственную команду. «При таком подходе зарплата успешного управленца может подняться и выше 200 тысяч, — объясняет контент-менеджер онлайн-школы Vector Александра Бессонова. — Курс онлайн-школы Vector учит, как создать продукт для любой из этих трёх моделей: кто-то сможет сделать отличную авторскую экскурсию и успешно работать с платформами-агрегаторами, а кто-то, будучи независимым гидом, распишет бизнес-процессы, научится эффективнее использовать собственное время и ресурсы — и поднимется на новый уровень в организации экскурсионного бизнеса».

Новые форматы

Что вызвало рост числа экскурсионных бюро в Москве, затрудняются объяснить даже эксперты. Независимые гиды не подлежит у нас обязательной аттестации, такая ситуация не менялась десятилетиями, так что «выстрелить» тема могла и в 2000-м, и в 2010-м, но произошло это только четыре года назад.

«Скачок числа новых ярких экскурсий, рассчитанных на горожан, а не на туристов, произошёл в 2012 году, — рассказывает Айрат Багаутдинов. — Я тогда сделал уже почивший теперь в бозе проект «Гуляй-Город», и тогда же прекрасные Марта Агеева и Юля Абрамова создали «Экскурс-бюро №1», которое делает замечательные экскурсии для влюблённых – по романтическим местам, и для девушек — про моду. Опять же в 2012-м Паша Гнилорыбов открыл бюро «Моспешком» со слоганом «Учим любить Москву». Удивительная штука — эти проекты возникли в один год. Почему именно тогда все решили, что как раз сейчас Москва этого хочет – невозможно понять. Видимо, столица сама заставляет горожан в определённый момент отрабатывать определённые архетипы».

Сейчас количество негосударственных городских экскурсионных бюро продолжает расти и приближается к двадцати. Часть из них представлена на ресурсе tripster.ru. Тенденция набирает такую популярность, что в этом году в Москве под девизом «экскурсии от местных для местных» впервые прошёл фестиваль «Открытая карта», рассчитанный на профессионалов своего дела, которые проводят экскурсии по профильной теме или только собираются этим заняться.

Разнообразие форматов столичных экскурсий впечатляет: это и экскурсии-спектакли, и «экскурсии на бегу» протяжённостью от трёх до семи километров. Бюро «Под землю» предлагает принять участие в путешествии по коллекторам столичных малых рек, а проект «Бегущий город» разработал вариант экскурсий-квестов, напоминающих соревнования по спортивному ориентированию, только проводятся они не на природе, а в мегаполисе.

Такое разнообразие новых форматов не случайно — москвичи уже неохотно идут на обычные экскурсии, организованные «по старинке». Вот что рассказывает директор по маркетингу и PR городского сервиса Kudago Максим Полкунов: «Действительно, есть определенный тренд на то, что типичные походы с гидом привлекают всё меньше внимания. Гораздо больший пользовательский интерес вызывают экскурсии с каким-то уникальным предложением, интерактивными элементами, когда предлагается дополненная реальность или актёрская работа. Из представленных на нашем ресурсе наибольшей популярностью пользуются экскурсии по смотровой площадке «Москва-Сити», на киностудию «Мосфильм» и «Ночная Москва у ваших ног» — на Останкинскую телебашню».

Средняя цена экскурсии по Москве — 500 рублей с человека. Стоимость колеблется незначительно.Даже парки начали менять форматы экскурсий, уводя группы всё дальше в город. «У нас есть классические экскурсии по истории парка, которые сложились за много десятилетий, и они довольно популярны. Но по опыту парка «Музеон» могу сказать, что отлично «заходят» и менее очевидные темы, — объясняет заместитель PR-директора Парка Горького Екатерина Абрамова. — Например, тур по флоре и фауне парка. Мы запустили сезонные экскурсии с биологами МГУ и другими специалистами. И результат: даже те, кто всё знал про Музеон, вновь стали приходить к нам. Формат был очень популярен, всегда — sold out. А для парка это, безусловно, была имиджевая составляющая. После мы даже решили сделать выход в город и водить экскурсии по не связанными с нами местам: в типографию, на радио, в мастерскую художника. Билеты распродавались моментально».

Экскурсии и бизнес

Одгновременно с всплеском активности энтузиастов на экскурсии обратил внимание бизнес — как на инструмент, позволяющий привлекать клиентов. Хороший пример — первый московский океанариум, открытый в торговом центре «РИО» на Дмитровском шоссе — специально для привлечения покупателей. Затея оправдалась — с того момента, как сюда стали водить экскурсии, посещаемость самого ТЦ выросла на 35 процентов.

Александр Устинов, директор по развитию девелоперской компании RD Management, называет такой формат работы с аудиторией «экскурсионным трафикогенератором»: «Для рынка недвижимости характерны четыре типа экскурсий: „профессионалы для профессионалов“ (Property & Facility Tours), экскурсии как инструмент продажи своих услуг (чаще всего это — неотъемлемая часть любого тендера), экскурсии от собственников для потенциальных арендаторов и виртуальные туры, как инструмент взаимодействия с коммерческой недвижимостью.

Если к этому добавить событийный маркетинг, который также включает сторителлинг и уникальное предложение, ориентированное на «вовлеченность аудитории», то получается новый продукт на рынке, который можно охарактеризовать как экскурсионный трафикогенератор. Он способствует продвижению объекта для абсолютно разной аудитории. Экскурсии позволяют формировать и даже управлять общественным мнением — это своего рода пример „правильного“ вирусного маркетинга».

Говорить, что экскурсии уже стали в Москве инструментом воздействия на общественное мнение, ещё всё-таки рано. Но таким потенциалом они несомненно обладают. Это продемонстрировали активисты движения «Архнадзор», которые с 2008 года используют экскурсии как инструмент привлечения общественного внимания к зданиям, находящимся под угрозой уничтожения. Во многом именно благодаря таким экскурсиям им удалось отстоять Хитровку, Рождественскую церковь в Кадашах и Шуховскую башню.

Не обязательно быть экспертом

Таким образом городские экскурсии незаметно переродились за последние годы, предлагая пользователям новый вид интерактивных развлечений, краеведам — инструмент по акцентированию общественного внимания, а бизнесменам от недвижимости и торговли — дополнительный способ привлечения лояльной аудитории.

Независимые гиды хорошо зарабатывают, так что для кого-то эта профессия может стать источником дополнительного заработка, а для кого-то — работой мечты и делом всей жизни. И если вы обладаете ораторскими качествами, не тушуетесь перед незнакомой аудиторией и умеете легко отвечаеть на неожиданные вопросы, то почему бы не попробовать себя в новой профессии? Ведь, как выясняется, создать уникальную экскурсию можно, даже не являясь экспертом. Достоточно уметь искать и объединять качественную информацию из открытых источников.

Айрат Багаутдинов вспоминает, что первую экскурсию для иностранцев он провел через три недели после переезда в Москву. Подготовил её, посидев несколько вечеров за книгами и в интернете. И это была эмоциональная и увлекательная экскурсия, которая принесла ему хорошие отзывы и вдохновение, позволившее открыть инженерное направление в московском экскурсионном бизнесе.

Источник: Мослента

Комментарии
Комментарии