XYZT: выставка, которую лучше один раз увидеть

Здесь можно поигратьс кинетическим песком, пройти на световой траве, увидеть себя в прошлом и удивиться тому, что современное искусство и математика тоже бывают понятными.
XYZT: выставка, которую лучше один раз увидеть

Чертим систему координат: ось X - горизонталь, ось Y - вертикаль, ось Z - глубина. Запускаем процесс - зададим ему, как положено в курсе физики, время в секундах - t. Дано: человек, найти: его координаты в пространстве.

Школьная математика приучила нас делать вычисления и чертежи механически, почти не задумываясь о том, каково на самом деле - быть внутри такой системы координат. И быть в ней не просто точкой, а творцом.

Инновационная выставка «XYZT Абстрактные пейзажи» французских художников-абстракционистов Адриена Мондо и Клер Банден расскажет вам о том, как человек может почувствовать материю света, прикасаться к цифровым алгоритмам и управлять скоростью миллионов физических частиц.

Человек в центре виртуального леса

«Воображение бывает только там, где заканчивается пространство света», - с таких слов начинается наша экскурсия.

Первые ощущение - нереальности происходящего, потому что после шумной московской улицы вы вдруг оказываетесь в почти полной темноте, в комнате, где прямо из пола растут деревья, падает цифровой дождь, под ногами пульсирует трава из световых лучей, а движением рук или дыханием можно разогнать облака из алфавита и чисел.

И все это непрерывно движется, реагируя на ваши движения, скорость, перемещение и даже дыхание, сопровождается природными звуками, тихим птичьим щебетом, звуками дождя и шелестом листвы. Все, как в настоящем лесу.

«Вы когда-нибудь чувствовали, что состоите из миллиардов частиц? «Облачный бег» наглядно показывает, что каждое движение человека - это слаженная работа огромного и быстрого механизма», - с такими словами нас подводят к первой инсталляции.

Там фигура человека попадает в поле кинетической камеры и отражается в виде силуэта из крошечных изображений.

И огромное преимущество такого механизма в том, что в отличие от обычной камеры, которая дает плоскую картину мира, кинетическая способна точно определить расстояние между снимаемым объектом и линзой аппарата и сделать проекцию максимально объемной.

Поминутно частицы меняют свой облик - это то рой пчел, то косяк рыб или стайка скворцов, которые собираются в порядке, что диктует своими движениями посетитель.

Слева от вас - выполненное в натуральную величину световое дерево, полностью покрытое буквами-листьями. От сильного порыва ветра они падают и складываются в слова.

«Это о том, может ли ветер быть поэтом», - улыбается экскурсовод, а мы в течение нескольких минут наблюдаем за процессом, который в природе занимает не меньше года: саженец начинает расти, развиваться, на нем появляются и опадают листья.

Cледующая остановка - «Кинетический песок» - инсталляция со сверхчувствительным экраном. Она, используя кинетические частицы, позволяет в прямом смысле прикоснуться к воображаемой материи.

Взаимодействие с таким объектом оказывается, наверное, самым интересным для посетителей, потому что экран меняет форму частиц раз в минуту - это сначала песок, который оставляет следы от пальцев и тут же вновь приобретает свой прежний вид, затем вода, с разбегающимися кругами, чуть позже - завитки или снежинки, что тают от прикосновений.

Но главное при игре с полотном - его мощный антистрессовый эффект. Сосредоточенные на ярких точках и приятном для глаз броуновском движении, посетители отпускают переживания и зажатость, начинают различать музыкальный фон - неторопливый шум воды, ветер, звуки дождя, тени от собственных рук.

«Интерактивные инсталляции способны не просто расширить наше восприятие действительности, но и на какое - то время сломать привычные границы, почувствовать нематериальнеое пространство, созданное на стыке геометрического и органического мира», - подчеркивают авторы.

Еще один впечатляющий экспонат предлагает посмотреть на снятый в реальном времени ролик, в котором объекты проецируются с интервалом с четыре секунды. При этом недвижимые объекты остаются идентичными реальности, а вот движущийся человек искажен в скорости своего движения. Описать словами его достаточно сложно, главное, что приходящие люди по полчаса экспериментируют, пытаясь на видео свернуть свое тело в трубочку.

Мужчина и женщина

Создать такое пространство могли только двое - это чувствуется сразу. Текучие движения, мягкая музыка ассоциируются у нас с женственностью, темнота, яркость, объемность линий - с мужским пространственным мышлением.

Она - художник Клер Барден - всю жизнь занималась пейзажной живописью, а он - абстракционист Андриен Мондо - годами рисовал увиденное на компьютере. И больше 10 лет назад, в начале 2004 года видеохудожники представили первый совместный проект.

Пять лет назад Мондо и Барден запустили программу eMotion, где стало реальным взаимодействие физических объектов и графической информации, а сегодня среди работ творческого дуэта - танцевальные и театральные зарисовки, выставки и инсталляции по всему миру. Кстати, в начале этого года они поставили в Париже и целый спектакль Pixel, созданный при участии знаменитого хореграфа современных танцев Мурадо Мерзуки.

Отсылки к органическому миру в «Абстрактных пейзажах» были задуманы Мондо и Барден не случайно - ведь основной жанр их работы носит название синтетический анимизм - то есть создание своего «одушевленного», живого пространства, только с помощью футуристических технологий, где человек оказывается главным действующим лицом.

Поэтому все инсталляции фокусируются на пяти наших чувствах и по-особому переосмысляют их. Например, экспонат «Векторное поле» - это кусочек световой травы на полу, которая начинает колебаться от движений человека и «запоминает» тропинку, по которой мы прошли. Кинетическая камера четко фиксирует перемещение и создает иллюзию, будто и в цифровой реальности можно оставить след.

«Мы хотим, чтобы зритель почувствовал себя жонглером, видел, как свет и формы, дождь из цифр и световые колебания подчиняются только ему», - говорит Клер об инсталляции «тетрис».

Этот экспонат под названием «Внезапное столкновение» больше всего любят дети. На темном экране сверху вниз падают буквы и цифры различных размеров, которые, как и в классической игре, нужно удержать от падения, вопреки гравитации и их «весу». Одновременно жонглировать такой инсталляцией могут четыре участника.

Посетители задерживаются у каждого экспоната надолго: медитируют над прозрачным аквариумом с буквами, которые рассыпаются, если на них подуть, размахивают руками внутри цифрового куба, чтобы понаблюдать, как от их движений разлетаются ряды изображений, смотрят, как под ступнями искривляются световые травинки.

И хотя поиграть с абстракциями приходят мамы и папы с детьми, все - таки эта выставка больше нужна взрослым. Скорее всего потому, что малышам легко войти в воображаемый мир, представить, что им подвластна природа, что они могут управлять ей и слышать ее.

Взрослому гораздо сложнее отвлечься от повседневной спешки и позволить себе побыть полтора - два часа, полностью сосредоточившись на своих мыслях, движениях, чувствах. В мегаполисе совсем не остается времени для воображения, а ведь без него можно незаметно превратиться в сухую механическую систему координат. Такую, с осями X, Y и Z.

Источник: Мир24

Комментарии
Комментарии