Секреты детской речи: можем ли мы понимать детей

Освоение ребенком языка есть не что иное, как создание каждым ребенком индивидуальной языковой системы со всеми ее компонентами: лексическим, фонетическим, морфологическим, синтаксическим и некоторыми другими. Мы только поставляем ему материал для обобщения, так называемый речевой инпут. Он сам добывает языковые единицы разного рода, иногда сразу блоки таких единиц, которые систематизирует и хранит в своем ментальном лексиконе.

Ментальный лексикон в широком понимании этого слова представляет собой инвентарь всего гештальтно хранимого и так же воспроизводимого в процессе продуцирования речи. Кроме того, формируется и ментальная грамматика как собрание реальных правил конструирования словоформ, словосочетаний и синтаксических конструкций.

В этом смысле ребенок напоминает лингвиста, который, анализируя речевую продукцию носителя незнакомого ему языка, строит описание данного языка. Основное различие между тем и другим главным образом состоит в том, что ребенок осуществляет все когнитивные операции бессознательно, лингвист — осознанно, это его работа. Короче говоря, того и другого различает степень языковой рефлексии. У маленького ребенка она чрезвычайно мала, но продолжает быстро развиваться с возрастом.

Давно замечено, что чем сложнее устроена в языке грамматика, тем раньше ребенок приступает к ее освоению. Так, русский ребенок раньше замечает существующие в языке морфологические правила, чем его сверстник, осваивающий английский язык, морфология которого устроена более просто.

Общие закономерности речевого онтогенеза можно сформулировать следующим образом: в первую очередь осваиваются наиболее прототипические, базовые и обычно наиболее часто реализуемые в речи правила, затем частные правила, касающиеся отдельных лексических разрядов и групп, а в самую последнюю очередь — единичные исключения.

Русская морфология устроена очень сложно: она многоярусна, изобилует ограничениями и исключениями, об этом пишут многие исследователи, первым рассказал об этом С.Д. Кацнельсон в своей замечательной книге «Типология языка и речевое мышление» (1972).