Детские страшилки: зачем дети пугают друг друга

Как ни странно, но с первыми персонажами-злодеями детей знакомим мы, родители.

  • Это Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, - говорит Мария Аралова. – Став постарше, дети принимают от нас эстафету, населяя свой мир другими, но все равно такими же ужасными персонажами и происшествиями. Психологи давно заметили, что в детской страшилке традиции волшебной сказки проецируются на реальные проблемы, с которыми сталкивается ребенок в своей жизни. Не зря ведь главными действующими лицами страшилок становятся обычные дети. Они сталкиваются с предметом, который по ходу развития сюжета начинает вредить всем и каждому. Сюжет, как и положено в сказке, незамысловат и строится по принципу: предупреждение или запрет – нарушение – наказание тех, кто ослушался.

Есть страшилки и со счастливым концом: вызванная детьми или взрослыми милиция, или любая другая подмога наводит порядок и арестовывает (прогоняет) тех, кто напугал детей. Как правило, современные страшилки – это синтез из услышанного, увиденного и придуманного. Наряду с крылатым, зубастым невиданным зверем в них могут появляться полицейские, роботы, великаны, привидения. Так что у многих детских страшилок есть вполне «приземленная роль»: показать ребенку, что старших надо слушаться. Обычно ужасы происходят, когда нарушается запрет или не принимается во внимание предупреждение.

Страшилки не сводятся только к сюжету. Не менее важна обстановка, в которой они рассказываются. Как правило, это происходит в темноте, обязательно в более-менее многочисленной компании детей в отсутствие взрослых.

Зачем они нужны? Детские небылицы дают ребенку возможность воспроизвести, а потом успешно пережить страшную ситуацию. Страшилки позволяют также проявить творческую фантазию. Слушая и рассказывая страшилки, ребенок учится контролировать свои эмоции.

Комментарии
Комментарии