Интеллект ребенка

*Для начала попробуем выяснить, а что мы имеем в виду, говоря о детском интеллекте? Умение сложить пирамидку? Бойко прочитать стихотворение? Решить логическую задачку? Именно так, как правило, думают «продвинутые» родители, считающие своим приоритетом раннее развитие детского интеллекта. *

На самом деле реальность гораздо интереснее и сложнее подобных представлений. Под детским интеллектом современная наука подразумевает совокупность факторов:

*двигательный интеллект – умение владеть телом, крупная и мелкая моторика;

речевой интеллект – артикуляция, словарный запас, текстовое мышление;

предметная деятельность – умение сопоставлять свойства окружающих предметов и явлений и манипулировать ими;

творческая деятельность – способность создавать при помощи окружающих предметов вымышленную игровую реальность и выстраивать ролевую творческую игру;

произвольность – умение планировать свою деятельность и прогнозировать ее последствия, способность сознательно выполнять определенную последовательность действий на пути к цели;

социальный интеллект – умение вступать в самостоятельные связи с другими детьми и чужими взрослыми и поддерживать эти связи.

То есть умение обустроить кукольный дом и приготовить обед мишке, поделиться совочком на детской площадке и аккуратно разложить игрушки на полке являются не менее важными показателями интеллекта, чем, например, хорошо развитая мелкая моторика или богатый словарный запас.*

Ребенок: объект или субъект учебного процесса?

Но остается еще одно, самое важное: всё вышеперечисленное ребенок должен делать не по заданию и не под контролем взрослого, а произвольно, по собственной инициативе. То есть быть не пассивным объектом, над которым родители совершают, казалось бы, правильные и полезные «развивающие» действия, а субъектом деятельности, самостоятельно и активно познающим мир вокруг себя.

Комментарии
Комментарии