Справедливость у детей

*Маленькие дети чувствуют несправедливость, совершённую в отношении других людей, но при этом они стремятся не столько наказать обидчика, сколько помочь жертве. *

Считается, что моральные понятия возникли у человека не на пустом месте – какие-то представления о том, что справедливо, а что нет, есть и у шимпанзе. Однако это именно что «представления о»: обезьяны могут наказать обидчика, который украл еду у них самих, но до разбирательств между «третьими лицами» им нет никакого дела – шимпанзе не будет наказывать того, кто украл у кого-то другого.

Именно неравнодушие к сторонней несправедливости, к тому, что происходит не лично с тобой, и делает человека человеком. Но когда именно у нас появляется настоящее, «человеческое» чувство справедливости? Психологи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка поставили с 3- и 5-летними детьми следующий эксперимент. Детей сажали за стол, поделённый прозрачными перегородками на 4 сектора. Вместе с ребёнком за стол сажали двух кукол, а оставшийся свободный сектор делали свободным и закрытым – он становился «пещерой». Ребёнок мог вращать стол с помощью специальной верёвочки, но, кроме того, точно так же управлять столом могла одна из кукол.

Сценарии игры были такие: ребёнок и куклы получали печенье или игрушку, но кукла, управляющая столом, могла перетащить то, что получил другой, к себе. Иногда жертвой обмана становился ребёнок, иногда – другая кукла. Но ребёнок мог дать симметричный ответ с помощью своего пульта управления; только в одном случае он мог загнать украденное в сектор-«пещеру», чтобы оно не досталось никому, а в другом случае мог передать предмет кому угодно.

В статье в Current Biology Катрин Ридль и её коллеги пишут, что трёхлетние дети стремились наказать обманщика в половине случаев, когда дело касалось их самих, и в 40% случаев, когда обманывали другую куклу.

Комментарии
Комментарии