Лучший друг нужен, чтобы стать собой

Подростковый возраст – время сомнений, прежде всего в себе. Ребенок ищет собственный образ, который его удовлетворит и даст ему нарциссическую поддержку.
Лучший друг нужен, чтобы стать собой

Лучший друг – тот, на кого можно проецировать все те воображаемые идеальные качества, которыми подросток хотел бы обладать. Вот почему у лучшего друга никогда не бывает недостатков, это совершенное существо, которое в ответ считает нас самих совершенством, потому что и он тоже приписывает нам те свойства, которыми мечтал бы обладать сам. «Потому что это был он, потому что это был я», – говорил Монтень о своем друге Боэции, и эта фраза в нашем случае получает еще и другой смысл: он – это я, я такой, каким я мог бы быть в своем воображении. В конечном счете настоящий лучший друг – это я сам, а другой служит не более чем заместителем меня, скелетом, который мы оживляем, примеривая на него свои идеи, свое желание побед, свою отвагу и свое воображение.

Поскольку мы не можем расстаться с собой, лучшие друзья юности неразлучны, как эти птички, которых можно вырастить только парой. Когда они выходят из школы, сначала один провожает другого до дома, а потом, не желая расставаться, второй решает в свою очередь проводить друга домой, и так несколько раз… Потом один заходит к другому в гости или даже проводит у него вечер. Едва расставшись, они начинают перезваниваться, не только ради удовольствия услышать друг друга, но и потому, что оба сейчас находятся в возрасте постоянной презентификации (образования в сознании представления настоящего момента), и поэтому им необходимо выражать то, что они чувствуют, именно в тот момент, когда они это чувствуют и проживают, прежде чем ощущения забудутся. В отношениях двух юных лучших друзей есть почти любовное напряжение: они испытывают потребность постоянно видеться, разговаривать, вместе чем-то заниматься, делиться мыслями и мечтами.

Лучший друг, будучи орудием завоевания себя, выполняет еще и роль «третьего», помогая подростку отделиться от родителей. Парадоксальным образом подросток отделяется от собственной семьи и одновременно привязывается к семье своего друга, которая становится для него ориентиром и объектом сравнения. Независимо от того, в чью пользу оказывается это сравнение, само оно означает, что ребенок, несмотря ни на что, нуждается в семье.

Комментарии
Комментарии