Могут ли дети научиться контролировать эмоции

Дети, пережившие жестокое обращение, сексуальное насилие или другие тяжелые психологические травмы, обычно испытывают более сильные эмоции, чем их сверстники, и с трудом их контролируют.
Могут ли дети научиться контролировать эмоции

Группа исследователей из Вашингтонского университета под руководством психолога Кейт Маклафлин (Kate Mclaughlin) изучила, что происходит в мозгу подростков, переживших жестокое обращение в детстве, когда они смотрят на изображения, вызывающие эмоциональные реакции, и пытаются их контролировать.

В исследовании участвовали 42 подростка (мальчики и девочки) в возрасте от 13 до 19 лет, половина из них в детстве пережила физическое или сексуальное насилие. Ученые отслеживали активность мозга подростков, просматривавших фотографии, с помощью магнитно-резонансной томографии.Подросткам показывали нейтральные, «приятные» и «неприятные» изображения и просили не ограничивать свои естественные эмоции. В качестве нейтральных изображений были представлены виды природы или фотографии объектов вроде кофейной чашки или очков. На «приятных» и «неприятных» изображениях были представлены люди с различными выражениями лица – например, улыбающаяся счастливая семья или двое агрессивно спорящих людей.

Активность мозга у подростков из двух групп (испытавших и не испытавших насилие в детстве) практически не отличалась при просмотре «приятных» фотографий. Но когда дело дошло до «неприятных» изображений, у подростков, переживших насилие, обнаружилась повышенная активность в областях мозга, которые отвечают за определение потенциальных угроз, – включая миндалевидное тело, которое играет ключевую роль в формировании эмоций и определении угроз. Кейт Маклафлин объясняет это тем, что мозг в обстановке постоянной опасности привыкает находиться в состоянии повышенной бдительности, пытаясь всюду обнаружить потенциальные угрозы.

Во втором эксперименте участникам показывали другие фотографии, но просили постараться усилить свои эмоциональные реакции на «приятные» изображения и подавлять реакцию на «неприятные». Для этого их обучили технике «когнитивной переоценки», которая заключается в том, чтобы попробовать иначе посмотреть на ситуацию – к примеру, внушая себе, что люди на «приятных» фотографиях – знакомые и члены семьи или что испытуемые сами участвуют в происходящем. В случае с «неприятными» изображениями предлагалось, напротив, внушать себе, что все изображенное происходит с незнакомыми людьми или вообще является ненастоящим.

Комментарии
Комментарии