Какой не должна быть детская литература

Знаменитый шведский писатель Ульф Старк объяснил, почему вредно воспитывать детей при помощи книг.
Какой не должна быть детская литература

«Лента.ру»: В России скандинавская литература — образец того, как нужно говорить с ребенком. В том числе на тревожные темы вроде болезни, смерти, разнообразных конфликтов. Как вы думаете, откуда у скандинавских авторов эта спокойная интонация?

Ульф Старк: (Смеется). Это все темные елки в лесу виноваты. Чем темнее елки — тем светлее литература. А если серьезно, то за последние 30 лет мир стал другим. Общество сильно изменилось. Изменились и отношения внутри семьи. Поэтому для детей теперь пишут иначе. Обратите внимание, как сжалось детское пространство (показывает на улицу Неглинную за окном). Кругом дома, машины. Где тут могут играть дети? К тому же я ведь пишу не только о грустном. Мои книги также о дружбе, о радости.

История страны влияет на историю детской литературы и вообще на способ воспитания детей? Вы как-то сказали, что шведская литература для детей потому лишена назойливой воспитательности, что Швеция оказалась вдали от военных действий.

Норвегия и Дания были оккупированы во время Второй мировой. В Швеции тоже готовились к войне. Все мужчины были отправлены на север, на всякий случай готовились к вторжению. Однако Швеция в войне не участвовала. Я недавно написал книгу «Маленькая история любви». В ней действие происходит во время Второй мировой. Мне хотелось показать, какой была жизнь тогда. Есть другая книга — она тоже вышла в этом году — про детей, которых увезли из Финляндии в Швецию во время войны. Их было 70 тысяч. Думаю, что военные события повлияли на отношение к детям, но не стали смыслообразующими.

Сразу после войны Астрид Линдгрен и другие писатели хотели создать в Швеции новую детскую литературу, основанную на игре, на свободном разговоре с ребенком. Эта литература воспитывала бы не солдата, а мирного жителя. Они хотели, чтобы мир стал мирным, чтобы дети учились быть самостоятельными и свободными, умеющими фантазировать и мечтать.

Какой была детская литература в Швеции до войны?

Более воспитательной. Дидактика и педагогика ставились во главу угла. Так было не только в Швеции — такая тенденция наблюдалась во многих странах. В Швеции переломным стал 1945 год. Именно тогда Астрид Линдгрен, Туве Янссон и другие авторы предъявили публике новый подход к ребенку.

Комментарии
Комментарии