Почему инклюзивное образование в России не работает

Как благородная идея совместного обучения обычных и особенных детей столкнулась с российской реальностью.
Почему инклюзивное образование в России не работает

«Афиша» выяснила, как благородная идея совместного обучения обычных и особенных детей столкнулась с российской реальностью, и почему родители двух миллионов детей счастливее не стали.

Что происходит с инклюзивным образованием

По оценкам ЮНЕСКО, в России около 2 миллионов детей нуждаются в специальном образовательном подходе, а по данным Министерства здравоохранения, количество больных детей в России ежегодно увеличивается на 4–5%. И уже пятый год инклюзивное образование пытается встроиться в российскую школу.

Идея заключается в том, что дети с инвалидностью учатся вместе со здоровыми детьми. Это помогает обычным детям стать гуманнее и шире смотреть на мир и социализирует особенных. Во всем цивилизованном мире этой практике уже около 40 лет.

В России действует программа «Доступная среда», в рамках которой для адаптации обычных школ под нужды инвалидов было выделено в общей сложности 7 миллиардов рублей. Школы с переменным успехом оборудуются пандусами, направляющими плитками для слабовидящих и иногда даже лифтами. Министр образования Дмитрий Ливанов делает громкие заявления: «Только за последние три года число детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5%». По его словам выходит, что особенные дети становятся равноправными членами российского общества и государство не жалеет на это денег и сил. На практике же прекрасная идея инклюзивного образования в России работает совершенно иначе.

По всей стране несколько лет подряд закрываются коррекционные школы — несмотря на то что Министерство образования в принципе не одобряет этот процесс. Может быть, это логично? Коррекционные школы закроют, и особенные дети будут учиться вместе с обычными. Но, во-первых, далеко не все особенные дети могут учиться в обычном классе, а во-вторых, треть детей, числящихся на инклюзивном образовании, в итоге отправлены на домашнее обучение (такую статистику привела в интервью ректор Института проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете).

Комментарии
Комментарии