Как правильно читать «Войну и мир»

Как заинтересовать ребенка самым масштабным произведением в программе рассказывают писатель Дмитрий Быков и не только.
Как правильно читать «Войну и мир»

Когда ученик, закончив 9-й класс, проглядывает список заданной на лето литературы, обычно его охватывает ужас. И это всего лишь из-за одного произведения — «Война и мир» Льва Толстого. Редкий школьник прочитает все четыре тома, а чаще всего не откроет и первого — объем романа-эпопеи отпугивает сразу. Как заинтересовать ребенка самым масштабным произведением в школьной программе рассказывают писатель Дмитрий Быков, учитель литературы Ирина Михайлова и театральный режиссер Вячеслав Спесивцев.Ирина Михайлова, учитель литературы в ГБОУ № 1494.

На первых уроках моя главная задача — отвлечь учеников от того, что роман большой по объему. Само изучение романа начинается с погружения: ученику необходимо понимать тему и содержание произведения.

Я часто провожу бинарные уроки, когда вместе с литературой беру выдержки из истории, Мировой художественной культуры (МХК) и географии. На моем уроке обычно присутствует два преподавателя. Сначала я выступаю и объясняю, о чем мы будем говорить. После этого занятие продолжает учитель истории, освещая события 1805-1812 гг. Они видят карту, чтобы представить, где произошли события, описанные в романе.

После этого снова вступаю я. Все, что я рассказывают, касается времени написания «Войны и мира», тут уже я обращаюсь к истории.

Договориться с другим учителем обычно не составляет проблем. Мы всегда идем навстречу друг другу и делаем это с удовольствием. Даже если тема уже пройдена, это еще одна возможность для учителя вернуться к ней. Потому что вопросы, которые отчасти раскрываются на этих занятиях, поднимаются на экзамене по истории и обществознанию.

Кроме бинарных уроков я ввожу живопись и музыку, предваряя рассказ о романе. При помощи живописи дети могут увидеть одежду тех времен, архитектуру, самих людей. Когда мы говорим про бал Наташи Ростовой, я включаю музыку, чтобы они понимали, что было модно в те времена. Все это помогает создать в голове образ эпохи. Изучение же романа я начинаю не с первой главы, а с самых ярких сцен, которые присутствуют в произведении. После этого детям намного проще перейти к самому роману, заполнить пробелы в голове.

Комментарии
Комментарии