«Половина знаний нам не пригодится. Но мы не знаем — какая»

Марат Гельман — о том, почему школам нужно отказаться от книг.
«Половина знаний нам не пригодится. Но мы не знаем — какая»

В новом манифесте, который открывает очередную неделю на «Меле», галерист Марат Гельман предлагает свою теорию модернизации российских школ. И объясняет — почему родителям и учителям нужно перестать нагружать детей чтением книг и учебников, а дать им возможность развиваться и образовываться через документальное кино.

Когда редакция «Мела» попросила написать меня колонку об образовании, я сразу вспомнил, что у меня уже давно была теория о том, какая модернизация нужна школе и что ей (модернизации) мешает. Впрочем, раньше это были разрозненные идеи. Но здесь, в Черногории (в балканской стране Марат Гельман реализует проект Dukley European Art Community, призванный сделать из Черногории европейский культурный центр — прим. ред), они сформировались в цельную картинку. Дело в том, что здесь большое русское коммьюнити.

Люди переезжают сюда семьями, с детьми, и чаще всего именно ради детей — здесь прекрасный воздух, море. Школа — это первое, чем интересуются переселенцы. И хотя я не связан напрямую с образованием, о школе думаю часто. Жена моего партнера — директор местной русской школы. И мы постоянно говорим между собой, что такое хорошая школа и как ее создать.

Сначала — о том, как делать не нужно

В Кишиневе, где я получал среднее образование, была своя иерархия школ. А именно:

  1. 37-я школа, где учился я. Она славилась тем, что там были очень хорошие учителя. Считалось, что в этой школе блестяще готовят к вузу — сто процентов выпускников поступали в институты. Поэтому старших классов там было больше, чем младших и средних: многие сюда стремились попасть именно для того, чтобы подготовиться к экзаменам.

  2. Спецшколы — английская, математическая и спортивная. Было понятно, что, условно говоря, английская школа — для гуманитариев, математическая — для технарей, а спортивная — ну, для тех, у кого с физкультурой все хорошо. В английской можно было особо не учить математику с физикой, в математической — язык и литературу, а в спортивной вообще можно было ничего не учить, нужно было просто хорошо бегать.

Комментарии
Комментарии