Как научить ребенка говорить правильно

Учим ребенка не делать речевых ошибок: советы логопеда, упражнения и игры на формирование речи.
Как научить ребенка говорить правильно

Какие языковые навыки и функции формируются у детей в возрасте 5–7 лет, что им нужно освоить для овладения языковой культурой и какие занятия могут проводить дома родители, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе? Об этом журналу «Мой Кроха и Я» рассказали филолог Юлия Лебедева, дефектолог-логопед Екатерина Бронзова и этнопедагог Наталья Березкина.

Интеллектуальная речь, интуитивная грамотность

В 5–7 лет у ребенка немного замедляется темп овладения языковыми ресурсами. Например, дети реже сопровождают свои действия словами, как было в 4–5 лет. При этом у старших дошкольников формируется новая речевая функция — интеллектуальная, когда речь используется для решения мыслительных задач, обдумывания ситуаций, то есть это речь для себя. Дети практически полностью овладевают грамматикой языка и интуитивно правильно употребляют многие слова, даже исключения, начинают делать языковые обобщения, использовать много синонимов, антонимов, сравнений.

Продолжается активное словотворчество, иногда дети дают яркие и точные определения предметов и действий (пусть и неправильные с точки зрения словообразования). Например, Максим (6 лет) неповторимо говорит о «самом плохом»: «Это самая худшая худь!», моделирует слово «мылохранильник» (мыльница). Этот процесс обязательно нужно поощрять, но все же давать ребенку правильный речевой образец.

При формировании речевой культуры большую роль играет пример грамотной и культурной речи родителей. Поэтому нужно воспитывать у ребенка внимательное отношение к грамматическим ошибкам в своей и чужой речи, то есть развивать потребность говорить правильно.

Трудности в речи и их устранение

В 5–7 лет дети обычно усваивают нормы языка. Но все же некоторые формы слов вызывают затруднения. Встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо/ухи), в формах существительных родительного падежа множественного числа (сапогов) и повелительного наклонения (ляж/ляг), при сочетаниях существительных с числительным (пять ежов) и т. д. Поэтому нужно давать задания на усвоение этих форм. Желательно, чтобы ребенок сам выбирал правильный вариант, а не машинально повторял за взрослым.

Комментарии
Комментарии