Как устроен любопытный ребенок

Польза и глубокий смысл любопытства.
Как устроен любопытный ребенок

Недавно у хорошо известной в России поговорки «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» появился очень серьезный оппонент. Американские исследователи доказали обратное: вам ни в коем случае нельзя бояться того, что ваш ребенок любопытный. Напротив, его нужно всячески поощрять. «Мел» публикует текст журнала «Семейное образование», в котором объясняется польза и глубокий смысл любопытства.

Что происходит во время заката? Мы любим смотреть на закат, но Джоланда Блэквел хотела, чтобы ее ученики 8 класса подумали над самим явлением заката и задались вопросами о том, почему мы видим те или иные явления при заходе солнца. Для этого Джоланда, которая преподает естественные науки в одной из школ Калифорнии, предложила своим ученикам посмотреть фильм о закате. «Так что движется на закате и почему?», — спросила она. У учеников была масса идей. Некоторые думали, что движется солнце, другие знали, что закат можно наблюдать благодаря движению Земли вокруг собственной оси.

Но главное другое — как только ей удалось начать дискуссию, сразу посыпались вопросы. «Самое трудное было поддерживать спокойствие в классе, — вспоминала Джоланда. — Учеников просто распирало от новых вопросов».

Любопытство — это один из самых сильных базовых импульсов у людей. И все образование должно строиться на поведении, вызванном любопытством. Ученики задают вопросы и затем ищут на них ответы. Это то, к чему должен стремиться хороший учитель. И в центре всего находится любопытство и любознательность. Джоланда, как и многие другие учителя, понимает, что когда дети заинтересованы в том, что они изучают, они гораздо дольше остаются вовлеченными. Что же такое любопытство и как оно работает?

В октябрьском номере журнала Neuron было опубликовано исследование, которое описывает химические изменения в мозге, происходящие во время того, как мы испытываем интерес или любопытство. Эти изменения помогают нам лучше усваивать изучаемый предмет и удерживать больше информации.

Как связаны мозг и любопытство

«Каждый день мы получаем большое количество новой информации, — говорит один из авторов исследования Харан Рангантах, физиолог из университета Калифорнии. — Но даже люди с хорошей памятью будут помнить лишь маленькую часть того, что было два дня назад».

Рангатах задался вопросом: почему мы удерживаем некоторую информацию и забываем другую. Для ответа на этот вопрос исследователь с коллегами решил провести эксперимент. Они нашли 19 добровольцев и предложили им ознакомиться с сотней вопросов. Среди них были такие: «Что означает термин „динозавр“?», «Какая песня группы „Битлз“ оставалась в хит-параде в течение 19 недель?». Участники исследования оценили каждый вопрос исходя из того, насколько интересно им было на них отвечать. Затем они еще раз просмотрели вопросы и ответы на них, в то время как ученые следили за активностью мозга участников при помощи МРТ.

Было установлено, что при возникновении любопытства включалась зона мозга, ответственная за удовольствие и чувство удовлетворенияВ состоянии любопытства МРТ также показывал рост активности в гиппокампе, что напрямую связано с нашей памятью.«Есть базовая схема, которая объясняет, что именно побуждает людей пойти и начать делать то, что кажется им интересным, создает ощущение радости и чувство достижения награды, — объясняет Рангантах. — Такая же схема срабатывает, когда мы получаем деньги или угощение. Аналогичным образом она срабатывает, когда мы испытываем любопытство».

Когда запускается эта схема, наш мозг вырабатывает вещество допамин, которое и дает нам ощущение удовольствия. «Вероятно, допамин играет определенную роль по усилению взаимосвязей между участками мозга, которые участвуют в обучении», — отмечает Рангантах. Позже участников исследования проверили на предмет того, что они запомнили. Было доказано, что участники, проявлявшие больше любопытства, запомнили правильные ответы лучше.

Как любопытство помогает учить скучные вещи

В исследовании Рангантаха был еще один интересный момент: в течение эксперимента участникам быстро показывали фотографии разных людей, не объясняя, кто это такие. Участники, проявлявшие повышенное любопытство к вопросам исследования, показали лучшие результаты запоминания лиц. Исследователи были удивлены полученным фактом.

В состоянии любопытства мозг запоминает лучше не только изучаемый предмет, но и сопутствующую информацию.

В том числе иногда скучную и даже случайную. «Например, вы смотрите финал какого-нибудь вида спорта, — объясняет Рангатах. — Если вы большой поклонник команды, то, конечно, хотите узнать, кто победит. Безусловно, вы запомните, что происходит в ходе игры. Но, возможно, вы будете хорошо помнить, что вы ели до просмотра игры и чем занимались сразу после нее».

Этот феномен можно использовать и во время обучения, говорит преподаватель Эви Малайя из Университета Техаса. Например, ваш ребенок хочет быть космонавтом — как же связать эту цель с изучением таблицы умножения? К примеру, учитель может дать задачку, которая включает в себя изучение космоса. В конце занятия ученики будут помнить ответ на саму задачу, а также способ решения. «Именно так дети учатся. Им особенно нравится, когда они делают какие-то открытия, добывают знания сами», — говорит Малайя.

Некоторые преподаватели используют этот метод инстинктивно, добавляет она, а теперь у нас есть научное обоснование. «Любопытство — один из базовых и самых сильных импульсов у человека. Мы должны строить обучение на этом поведении», — уверена Малайя.

Чего мы до сих пор не знаем

В то же время ученые до сих пор не до конца разобрались с темой любопытства. Например, исследователи не знают, почему мы получаем такое наслаждение, когда изучаем то, что нас интересует, хотя с точки зрения эволюции это, определенно, имеет смысл. «Вероятно, наш мозг посылает импульс, чтобы преодолевать неуверенность, — говорит Ранганах. — Чем больше мы знаем об окружающем мире, тем больше имеем шансов выжить в нем».

Ученые также стараются выяснить, как долго длится эффект любопытства: например, если ребенок проявил любопытство утром, будет ли он успешно воспринимать знания на протяжении всего дня? Или интерес угаснет в какой-то момент?

Еще Рангантах хочет узнать, почему некоторые люди более любопытны, чем другие? Очень много факторов, включая стресс, возраст, прием лекарств и другие могут влиять на выработку допамина. Кроме того, влияет на этот процесс и генетический фактор. «Если бы нам удалось разобраться в этом, то мы смогли бы помочь тем, кому многие вещи кажутся просто скучными», — говорит Ранганах.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии