Почему родителям в российской школе приходится платить за всё

Зачем мы, понимая всю бесполезность этих сборов, продолжаем платить, и чему мы учим собственных детей, идя на поводу у школ.
Почему родителям в российской школе приходится платить за всё

Родители начинают сдавать деньги в учебные заведения на различные «нужды» с самого раннего возраста ребенка, с детского сада. Потом их преследуют постоянные поборы в школе — сдавать деньги надо на ремонт, праздники и разнообразные подарки. Мама ученика одной из московских школ и постоянная читательница «Мела», отстегнув очередную приличную сумму на выпускной для сына, задается вопросом — зачем мы, понимая всю бесполезность этих сборов, продолжаем платить, и чему мы учим собственных детей, идя на поводу у школ.

Впервые я сдала деньги на нужды образовательного учреждения в детском саду. Сдавали мы бесконечно: на новый линолеум, на новые окна, на генеральную уборку, на Деда Мороза, на безвкусные фотографии в скафандре или платье принцессы, на подарки воспитателям и заведующей.

В школе все продолжилось. Мы ремонтировали класс, меняли сантехнику, покупали телевизор, вызывали Дедушек Морозов, делали оптовые закупки мыла и туалетной бумаги, дарили учителям подарки. Мы снова приобретали убогие фотографии и оплачивали охрану. Мы регулярно сдавали деньги в родительский комитет, считая это нормой.

Нет, некоторые, конечно, возмущались. Но тихо. А какой смысл возмущаться громко? Несогласных обвинят в пассивности, жадности, нелюбви к собственным детям и бог еще знает в чем. Перейти в другую школу? Но там будет точно так же, если не хуже. Поэтому — сдавай и радуйся. Дети будут учиться в опрятной школе, смотреть на мир через чистые окна, а задобренные подношениями от родительского комитета учителя и директор будут чувствовать себя счастливее, а значит — добрее по отношению к детям.

Дома же пока собирается коллекция из безвкусных фотографий. «Вы что, не будете заказывать портретное фото ребенка? Вам что денег жалко?» Да нет, не жалко. Что такое 300 рублей? А вдруг у ребенка будет психотравма: все получат фото, а он нет. Пусть и убогое. Но мы же не будем его в рамочку и на стену. Будет лежать себе тихонечко в комоде вместе с детсадовскими. А те, что бабушке в подарок или на стену, мы сами своим фотоаппаратом сделаем. Я долго была одной из овец стада.

Впервые я не выдержала, когда в пятом классе нам предложили сдать деньги на Деда Мороза. Я не верила своим ушам! Детям скоро 12 лет! Они уже лет пять не верят в дедушку с внучкой, зачем? Но председатель родительского комитета была непреклонна: а у вас есть другие предложения? А вы согласовали это с администрацией школы? А вы знаете, что в школу могут быть приглашены только определенные коллективы? Да вы вообще в своем вы уме? Мы так стараемся ради класса, а вы недовольны! Или вам 100 рублей жалко?

В другой раз я осторожно поинтересовалась у председателя родительского комитета: почему окна в школе моют силами родителей по принципу «мой или плати». И где найти информацию о том, кто должен делать генеральную уборку класса, в том числе мыть окна? Бесполезно было объяснять этой инициативной родительнице, что мой вопрос скорее риторический, что он вовсе не связан с какими-либо подозрениями в адрес родительского комитета. Бесполезно было объяснять, что и я согласна с тем, что дети должны учиться в чистоте. Бесполезно было говорить, что я вовсе не переживаю за то, что семейный бюджет пострадает, если я сдам еще 200 рублей.

Узнав мою позицию по поводу окон, на меня посмотрели как на врага, как на ренегата. Мне стало неуютно, и я снова спряталась под шкуркой овцы, безропотно подчиняющейся большинству. А вопрос о том, кто же должен мыть окна в школе, меня, кстати, до сих пор интересует. Потому что, несмотря на все изменения в системе образования, в классе младшей дочки в этом году окна опять мыли силами родителей (что, между прочим, является нарушением регламента о проведении высотных работ).

Менялись правители (как школьные, так и городские, и министерские), вступали в силу строгие, а затем и строжайшие запреты на сбор каких бы то ни было средств в стенах школы. Отменили попечительский совет, в который поступала часть собранных денег, классным руководителям вменили уходить с родительского собрания, когда начинается обсуждение вопросов, связанных с деньгами. Но суть не изменилась. Деньги как собирались, так и продолжают собирать. Правда, значительно меньше — на ремонт, туалетную бумагу или электронную доску собирать перестали. А вот на подарки и праздники — вовсю!

Про подарки и цветы учителям я лучше промолчу. Боюсь не сдержаться.

А подарки детям «от класса» — зачем они? Зачем учить детей фальши и неискренности? Кто мне объяснит, зачем детям нужно каждый год получать одинаковые подарки на дни рождения, 23 февраля и 8 марта? Это наследие совковой уравниловки? Развитие в детях стадного чувства, от которого мое поколение с трудом пытается избавиться. Зачем детям одинаковые и чаще всего ненужные, вымученные долгими спорами между родителями, подарки? И самое главное: дети уже класса с четвертого точно знают, что «подарок от класса» — это подарок, на который их же родители сдавали деньги. Но потом они вынуждены участвовать в представлении «Поздравление именинника классом». Какая-то махровая фальшь, неискренность и показуха. С чьей подачи мы продолжаем приучать к этому детей?

Стереотипы мышления с трудом поддаются изменениям. Многие из родителей нынешних младшеклассников застали «совок» лишь в раннем детстве, но воспитанные предыдущим поколением не замечают своего стадного поведения, как и того, что приучают к нему и своих детей. Вот вам 500 рублей — купите моему ребенку подарок «от класса». Бред.

Я пыталась донести свое мнение о подарках в родительском чате. Но голос мой утонул в бездне обсуждений о том, что лучше... А я поговорила с дочкой-пятиклассницей, и у меня не осталось сомнений, что она давно понимает происхождение подарков от класса. Но и отказаться от ненужного подарка дочка в свои 11 лет не готова. Ей «будет обидно», что только она одна этот ненужный подарок не получит. Абсурд.

Да, я овца из стада, раз вместе со всеми безропотно сдаю деньги на сомнительные нужды и всякий раз нахожу себе оправдания (например, «чтобы на детей косо не смотрели»). Но я не хочу, чтобы, глядя на меня, мои дети стали такими же овцами, глотающими фальшь как должное, и поэтому больше так делать не буду.

Апофеоз школьного абсурда — выпускной в 11-м классе. У нас сразу была выдвинута идея о прогулке на лимузинах по Москве с доставкой в ресторан и развлекательная программа. На мой взгляд — страшная пошлятина, но у всех свои мечты. Поэтому я рассказала об этом сыну — а вдруг это как раз то, что нужно семнадцатилетним молодым людям и девушкам?! Но реакция моего сына и его друзей совпала с моей. Сын успокоил меня, заявив, что они (дети) этого не допустят, потому что у них все «нормальные». И никто из их класса не захочет показушного выпускного.

Они хотят пикник за городом, арендовать на два дня коттедж или пансионат, посидеть ночью у костра и тому подобное — в разных вариантах. «Лимузины — это „фу“, а шоу-программа, устроенная в ресторане, по определению не будет интересной, как бы ни старались артисты. Слушать всю ночь „отстой“ и смотреть в сотый раз шоу мыльных пузырей и тому подобные номера, играть в тупые игры массовиков-затейников?» Подружка моего сына отозвалась жестче: «Вы что, хотите нам устроить „цыган с медведями“ из произведений русских классиков?»

Но на пожелания детей ориентироваться не стали. Родителям же виднее. Знатоки вкусов подростков обратились в одно из уполномоченных для проведения выпускных агентств и остановили свой выбор на одной из типичных программ. А от детей просили держать содержание программы в секрете, чтобы был сюрприз!

Кстати, стоимость сюрприза — 12 тысяч рублей. На эти деньги можно было бы всем классом в Суздаль съездить, например. Думаю, что любой из мини-отелей города согласился бы за 250 тысяч принять класс с родителями на ночь и накормить вкусным домашним ужином. Мангал разжечь и костер устроить... Но, видно, еще не пришло время отказаться от показухи и соревнования в крутости. И я сдала деньги на это (овца!). Ну а как же, Моему сыну одному дома вместо выпускного сидеть?

Мне всегда казалось, что одна из задач родителей — донести до ребенка те или иные ценности. Ведь, так или иначе, мы транслируем детям наши ценности ежедневно. Но особенно отчетливо наши ценности проявляются, когда мы выбираем вид досуга, тип отдыха или способ отметить праздник.

Какие ценности транслируются детям, если им устраивают пафосный выпускной с лимузинами, рестораном с шоу-программой, нарядами, на покупку которых берутся кредиты?

Какую символическую и смысловую нагрузку вкладывают они, останавливая свой выбор на таком варианте праздника? И что хотят сказать своим детям учителя и родители, настаивая на программе, которая их детям не по вкусу?

Недавно я прочитала о «выпускном в джинсах» и спросила нескольких одноклассников сына, как им идея на выпускной устроить веселый пикник в парке, а разницу в цене перевести в один из благотворительных фондов? Все искренне ответили: «Супер! Хотим!» И добавили, что на самом деле «выпускной в джинсах» им даже больше по вкусу.

Они очень хорошие и добрые, наши дети. Их души не зачерствели, они только с виду циничны и эгоистичны. Они так легко отзываются на призыв творить добро. И это наша вина, что вместо того, чтобы поддерживать в них доброту, мы ориентируем их на фальшь и ложные ценности.

До выпускного полтора месяца. За лимузины и банкет с шоу-программой уже внесена предоплата, платья и костюмы у многих куплены, поэтому что-либо менять уже поздно (хотя и возможно).

Но есть надежда, что уже в будущем году выпускных вечеров «в джинсах» станет больше, а стадного чувства в родителях станет меньше. И они станут чаще думать, на что они сдают деньги и на самом деле это так нужно.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии