Почему не нужно учить детей рисовать

Сооснователь Школы современного искусства SOMA Татьяна Казнина призывает ни в коем случае не отдавать ребёнка в художественную школу.
Почему не нужно учить детей рисовать

«Не учите детей рисовать, не совершайте ошибку. Держитесь подальше от детей, если вы художник, дизайнер или учитель рисования. Хотите помочь — бейте себя по рукам. Займитесь чем-то своим, помойте пол, в конце концов». Сооснователь Школы современного искусства SOMA Татьяна Казнина призывает ни в коем случае не отдавать ребёнка в художественную школу, если вы не хотите сделать из него художника-неудачника.

Если вы хотите вырастить художника, самое главное — не отдавайте ребёнка в художку. Художка — кладбище идей и вместилище несбывшихся гениев. Я видела таких: спустя годы, закончив Суриковские и Строгановские, они пишут пионы с фотографий.

Ребёнок начинает рисовать раньше, чем говорить. Хотя, если честно, то происходит это одновременно. Потому что это следствие развития логических связей в мозгу. Однажды малыш сидит на стульчике и роняет погремушку. Мама ему её возвращает, но он роняет её снова. И так много раз. Это — логика. Один нейрон побежал к другому и сообщил ему об этой связи. После того как это произошло, можно говорить, что ваш ребёнок не просто так катает звуки во рту. Он их осмысляет, начинает тренировку речи. Детское рисование называют изобразительной речью.

Если малышу повезло, то примерно в это же время ему попадает в руки карандаш или краски. Он ведёт линию по бумаге, оставляя след. Малыш следит за этим процессом и осмысляет его. Он пробует рисовать: на бумаге, на полу, на себе, каждый раз вызывая новые эмоции у окружающих. Он начинает гулить и лепетать, а на бумаге появляются первые каракули. Он начинает бегать и произносит первые слова, а на бумаге — «головоноги», такие существа, у которых кроме головы есть ещё две палки ног. Это говорит о том, что ребёнку на данном этапе развития нет ничего важнее его ног, которые бегают. И головы, которая говорит.

Словарный запас ребёнка не так велик, так что многое ему проще нарисовать, чем сказать.

Это правило касается даже уже прямоходящих и отлично говорящих детей. И так далее по степени развития детского рисунка. В той или иной степени эти этапы у всех одинаковы. Одинаковы и необходимы.

Если вдруг в них не вмешивается взрослый. Давайте отмотаем. Мы начали с младенчества, когда ребёнок учится говорить. Но ведь никто не отдаёт ребёнка в школу ораторства на этом этапе или на лёгкую атлетику, заметив, что тот ходит. Рисование — это важный психологический процесс, помогающий маленькому человеку осознать себя в окружающем мире, посмотрев на него со стороны, зафиксировать своё знание об этом мире, почувствовать, что он может сам его создавать и управлять им. Успокоиться и пойти дальше.

Одни дети рисуют так, что это попадает под эстетические представления о красоте его родных, учителей или социума, к примеру. Однако все детские рисунки гениальны. Это непредумышленное сотворение мира. Безо всякой идеи сделать приятное себе, родителям, получить награду или, наоборот, разозлить кого-то — они просто рисуют, и всё. Они творят свои образы из воздуха. Нельзя сказать, что кто-то делает это более талантливо или менее.

Нельзя предугадать, что сработает больше: множество возможностей для художественной практики или, наоборот, их отсутствие.

Тогда как нам, взрослым, без ума влюблённым в своих детей, быть с их рисованием? Нужно наблюдать. Наблюдать и оберегать. Оберегать и потихоньку подбрасывать веточки в огонь. Не учить рисовать цветок или ёжика, потому что это приводит, особенно в раннем возрасте, к появлению образных штампов. И не хватать маленькую ручку, показывая, что не нужно вылезать за границы.

А самое главное, не быть формальными. Не нужно говорить дежурное «молодец!», не нужно, всплеснув руками, делать вид, что у вас вот-вот кровь пойдёт из носа от такой-то красоты. Будьте объективны и искренни. Расспросите ребёнка о его рисунке, не подсказывая ответов, скажите, что именно вам понравилось, делая акцент на художественный метод, а не аккуратность линий. Прислушивайтесь к словам ребёнка и повесьте хотя бы ненадолго его рисунок на холодильник. Так он поймёт, что его творчество ценно, а его мнение весомо.

Как правило, к совершеннолетию даже талантливые молодые люди перестают рисовать.

Почему? Да просто, потому что в этом отпадает психологическая необходимость. Немецкий художник Пауль Клее первый сформулировал эту мысль, сказав, что только рисунки детей и психически больных людей можно считать по-настоящему гениальными.

И вот когда человеку исполнилось 16 или 18 лет, а его стремление к рисованию сохранилось, только тогда нужно начинать его учить рисовать. Погружать в техники, темы и мировой опыт.

Что делать, если ребёнок не рисует? Вы думаете, что мальчики рисуют меньше? Вам кажется, что это просто вне интересов ребёнка? Начните читать сначала.

Рисование — это важный психологический процесс, который нужен каждому.

Попробуйте вспомнить, что могло отвратить вашего малыша от рисования. Как правило, это просто нежелание мамы лишний раз мыть ребёнка и всё вокруг него после занятия с пальчиковыми красками. Или просто карандаш, который вовремя не попал в маленькие ручки. Это несерьёзное отношение к детскому рисованию вообще.

Приведу пример: обычно младенцы, переходя из горизонтального положения в вертикальное, сначала учатся ползать, а потом сидеть. Такой порядок. Ползая на безопасной высоте от пола и на четырёх точках опоры, он исследует ландшафт, создаёт его 3D-модель в своём сознании, чтобы потом быть ловким, ориентироваться в пространстве. Но есть родители, которые «помогают» ребёнку, «присаживают» его, опережая события. Такие дети сначала садятся, а потом ползут. Такое редко связывают, но обычно они бывают в жизни неловкими, задевают предметы, натыкаются на столбы, плохо ориентируются в пространстве. В некоторых странах есть курсы по возвращению этих детей в «доползательный» период. Им помогают заново пройти этот процесс, чтобы дать почувствовать землю под ногами.

Как рассматривать детское творчество в связи с этим примером? Всё берётся из небытия, хаоса, глины или грязи. Для ребёнка, как и для первобытного человека, кстати, важнейшие материалы для творчества или созидания — неоформленные материалы: песок, вода, грязь, каша. Любое месиво, которое можно создать из чего угодно. Человек, как и всё человечество, проходит свой первобытный период. Познав неоформленное, он приходит к форме, от формы — к образу, от образа — к интерпретации.

Если ваш ребёнок не рисует, попробуйте вернуть его к неоформленным материалам.

Создайте вместе художественную грязь, какое-то месиво. И порисуйте там, где обычно не рисуют, и тем, чем обычно не рисуют. Часто это помогает. Не лукавьте, сделайте это действительно вместе. Если он увидит, что вам неприятно залезть по локоть в какое-то месиво, он тоже этого не сделает.

Так, учить или не учить? В любом случае путь каждого человека, в том числе и художника, это путь вопреки. Мы знаем судьбы состоявшихся художников, можем проследить их творческие искания, переломы, взлёты и падения. Но что будет с нашими детьми, нам неизвестно. Мы призываем вас растить «человека творящего», человека, чьё созидательное начало не ограничится листом бумаги или холстом, чья интерпретация жизни и времени превзойдёт ваши ожидания.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии